Христиане знают, что в моменты вознесения горячих молитв они встречаются с Живым Господом. Мы уверены в том, что Небесный Отец всегда слышит нас, помогает нам и любит нас. Именно этим христианство разительно отличается, к примеру, от буддизма.
Буддист в минуту медитации обращается к некоему безличному сверх бытию – он стремится безраздельно погрузиться в него, стать с ним одним целым. Естественно, Бога как полноценную Личность он не воспринимает.
Христианские молитвы, напротив, позволяют человеку почувствовать подлинную близость Живого Небесного Отца. Мы чувствуем Бога, ставшего в своё время Человеком ради нашего Спасения. И, глядя на икону, изображающую Спасителя, мы видим Господа Воплотившегося.
Да, мы не можем представить себе Небесного Отца как такового, однако же мы прекрасно знаем, как выглядит Господь, ставший Человеком. Именно образ Спасителя помогает нам раскрыть для себя Господа, приблизиться к Нему. И подобное сближение происходит, когда мы возносим молитвы, обращаясь к Христу.
Посредством молитвы мы узнаём, что Господь принимает участие во всём, касающемся нашей жизни. А потому и беседы с Ним должны быть не «фоном» нашего бытия, но основой нашего существования.
Конечно, максимально приблизиться к Богу не так просто – на этом пути нас ожидает множество препятствий, преодолеть которые зачастую помогают именно молитвенные обращения.
В то же время многие люди задаются таким вопросом:
«А какой смысл в молитвах и просьбах, если Бог и без этого знает, в чём мы нуждаемся?».
Но разве мы возносим молитвы только для того, чтобы выпросить что-либо у Небесного Отца? Безусловно, иногда мы обращаемся к Нему с конкретными просьбами о помощи. Чаще всего это происходит, когда мы сами или кто-то из наших близких попадает в беду. Однако же главный посыл любой молитвы заключается совсем в другом.
Господь – это не «вспомогательное средство» в том или ином бытовом вопросе. А потому, молясь, мы должны стремиться, в первую очередь, к предстоянию перед Богом, к самой встрече с Ним. Мы молимся, чтобы оказаться рядом с Небесным Отцом, прикоснуться к Нему и ощутить Его любовь.
Однако встретиться с Господом удаётся далеко не всем и не всегда. Порой даже при встрече с теми или иными людьми не всегда получается сблизиться с ними, а потому нередко такое общение можно назвать скорее поверхностным, нежели чем глубоким. Точно также происходит и в минуты вознесения молитв.
Иногда нам может казаться, что от Небесного Отца нас отделает толстая стена, через которую мы не в состоянии пробиться. Однако же очень важно понимать, что подобные преграды воздвигает не Бог, но мы сами, потакая собственным прегрешениям и слабостям. Один западный средневековый богослов часто повторял, что Господь всегда рядом с человеком, но сам человек может быть далёк от Него.
Небесный Отец слышит каждое наше слово, видит каждую мысль, однако мы нередко остаёмся глухи к Нему. Помните об этом, когда готовитесь вознести молитву и желаете соприкоснуться с Благодатным, Живым Господом.
Мы знаем, что обращаться к Богу можно как посредством каноничных молитв, так и своими словами. Самое главное – это наша искренность и сердечность. Однако нередко христиане задаются следующими вопросами: какое количество молитв необходимо вычитывать мирянам за день? Существует ли какое-то обязательное количество или объём молитвенных обращений, или же можно молиться только один раз в день, когда душа лежит?
Священнослужители говорят, что необходимо обязательно возносить молитву утром и вечером. Эти молитвы называют утренними и вечерними правилами. Эти правила – наш ежедневный минимум. Конечно, часто молиться утром, едва проснувшись, или перед сном, когда глаза уже слипаются, никакого желания нет.
Однако же именно понуждением и преодолением собственной лености мы приближаем себя к Спасению. Подобное понуждение называется «молитвенными трудами», и нередко подобный духовный труд даётся нам не легче физического.
Не следует также забывать и о молитве перед Таинством Святого Причастия. Как правило, в подобном случае читается «Последование» к причастию и каноны – Покаянный, канон к Божьей Матери и канон к Ангелу-Хранителю. Кроме того, помните, что любые молитвенные правила – это индивидуальные меры.
Многие Святые Отцы упоминали о том, что молитвенные правила должны быть по силам конкретному христианину. Также они должны соответствовать и жизненной ситуации, в которой человек находится в данный момент.
Очень серьёзно ошибаются люди, решающие взвалить на себя непомерно великие молитвенные труды, или же, напротив, решаются на слишком малые. Огромный труд нередко приводит к раздражению и унынию, а малый – к лености и чрезмерной расслабленности.
Нельзя забывать и о том, что возносить молитвы принято и перед приёмом пищи, а также после него. Часто просят благословения у Господа и на всякое дело, а после, по его завершении, обязательно благодарят Небесного Отца.
Ещё одной формой молитвы является чтение Псалтыри. Однако прежде, чем приступить к чтению, следует получить благословение у священнослужителя, которому Вы исповедуетесь.
Этот священнослужитель, зная о Вашей духовной подготовке, поможет Вам найти свою молитвенную «меру» - быть может, возносить молитвы Вам следует чаще, или же, напротив, чуть реже. И подобная «мера» не может быть универсальной для каждого верующего человека – такие вопросы необходимо решать, подходя к ним индивидуально.
Ни один истинно верующий христианин не может представить свою жизнь без прикосновений к Божественной благодати, без горячих молитв и Живого общения с Господом, однако же современные реалии диктуют нам определённые правила.
Далеко не всегда у нас находится время на чтение продолжительных правил – к примеру, невозможно сделать это на рабочем месте или в общественном транспорте.
Поэтому приучайте себя к постоянному чтению короткой, но очень мощной молитвы, состоящей всего из двух слов: «Господи, помилуй!». Такую молитву можно с сердечностью возносить в любое время и в любом месте, призывая таким образом снисхождение на себя благодати Господней.
Читайте еще: