Татьяна спрашивает:
Прошу объяснить правильность фразы "молиться за кого-то". Я всегда считала, что мы от своего лица просим милости Божьей для того человека, за которого молимся. А сегодня меня пытались переубедить, что молиться за кого-то – это молиться от лица того человека за него же самого, если он сам не может или не умеет.
Получается своего рода заместительная молитва, что можно и за другого купаться в источниках и давать милостыню. Все это вменится тому человеку, как если бы он сам делает. Возникло сомнение в правильности всего этого, прошу объяснить, спаси Господи.
Ответ батюшки:
Хороший вопрос. Великий, могучий русский язык. Употребление одного и того же предлога может привести к совершенно разным смыслам. Потому что мы часто так говорим, молиться за кого-то, предполагая, что мы будем молиться о ком-то, а в некоторых случаях можем подумать, что вместо кого-то.Или о, или вместо.
Естественно, контекст этой фразы предполагает, конечно, о здравии, об упокоении, как мы пишем в записках.
"Батюшка, помолитесь за воина Николая".
Это не значит, что я сейчас как духовный аватар помолюсь за Николая, представляя, что я он, делая за него то, что он не делает. Это кто-то пересмотрел Джеймса Кэмерона. Нет, это так не работает, хотя буквально сегодня меня одна мама спрашивала в соцсетях:
"Батюшка, а как долго я должна читать последование перед причащением и поститься три дня перед причащением моего новорожденного ребенка"?
Я понял, что вопрос задан именно в этом контексте, потому что фраза "помолиться за ребёнка" была понята именно таким образом: помолиться вместо него. Как бы восполнить оскудевающее.
Ребёнок помолиться не может, ведь надо же обязательно прочитать три канона, три дня попоститься, а лучше всю неделю, на вечерней службе побывать и так далее.
Ребёночек не может, он ещё и стоять-то не может, ещё первых шагов не сделал, поэтому надо всё сделать за него, вместо него. И тогда Господь каким-то таким духовным образом твои заслуги запишет ему.
Это какой-то чистый католицизм с его индульгенциями и заместительной благодатью, который, кстати, вошел в наш всеми любимый текст Жития Василия Нового и Мытарства Блаженной Феодоры.
Когда твоих собственных заслуг не хватает, тут прибегает твой духовник и дает мешочек добродетели, которой у него очень-очень много, а у тебя очень-очень мало, и как бы замещают своими твои. Это католицизм в чистом виде.
Есть лжеучение о сверхдолжных заслугах. Можете внимательно где-то почитать об этом в католической энциклопедии или, скорее всего, в сравнительном богословии наших авторов. И вот эти заблуждения приходят в нашу церковь, в наши умы. Такого быть не может.
Поэтому помолиться за человека — это значит, сказать:
"Господи, спаси и сохрани его, подай ему здравия, благоденствия и все самое хорошее во славу свою, и да будет воля Твоя, Господь".
Нужно написать записку на псалтирь, на проскомидию, на молебен, или на панихиду, если речь идет о молитве за человека.
Наверное, еще заражение язычеством здесь играет некоторую роль, потому что, когда мы приходим на кладбище к нашему усопшим родным, и там устраиваем пикник на могилке, такая странная русская традиция, мы думаем, что ту еду, которую мы сейчас съедим, каким-то неведомым образом съест и умерший.
Как-то вот мы сейчас вот все это, все эти яички, все эти куличики погрызем, водочкой запьем, и все это переместится дивным образом во чрево наших усопших родных. Поедят они наконец-то, а то снятся нам голодные. "Приди, покорми меня, голодно мне здесь, холодно".
Конечно, если ты сам не причащался, и ты даже не знаешь, что это такое, может быть, отсюда идет такое поверье: помолиться за усопшего, это значит, помолиться вместо него, поесть вместо него, молитвы почитать вместо него, чтобы они зачлись ему. Нет, так не бывает.
А что же бывает? Еду зачем мы носим на кладбище? Чтобы голодные люди эту еду взяли, бездомные, живущие на улице, и поели. Сказали:
"Господи, упокой душу, раба Твоего, что имя на кресте написано, на табличке, на памятнике".
А лучше еду в руки дать, аккуратненько разложить, не так, чтобы вороны прибежали и мышки полевые все это сами съели, попирая еду, тобой принесенную. Это тоже грех, между прочим. Грех небрежного, пренебрежительного отношения к еде, когда ты на кладбище принес, положил и все это испортилось.
А зачем ты положил, спрашиваешь? Ну, так положено. Бабушка сказала, она была мудрым человеком. В церковь ходила и молилась каждый день. Хорошо, что молилась. Плохо, что советы давала. Это проявление любви к ближним.
Все заупокойные молитвы — это проявление любви к нашим заупокойным родным. Не вместо них, а о них. Когда ты молишься, ты становишься немножко лучше. Когда ты даешь другим то, чем обладаешь сам, и, может быть, и съел бы сам с удовольствием, ты становишься немножко лучше. Ты делаешь дела любви.
И поскольку мы с нашими усопшими родными все еще звенья одной цепи, улучшение духовной жизни внуков и внучек влияет на загробную участь наших дедушек и бабушек, потому что они становятся дедушками и бабушками праведников, пусть еще таких недоправедников, но, во всяком случае, находящихся на верном пути.
Чем больше будет в нашей жизни деятельной любви к окружающим людям, чем чаще будем причащаться, чем больше будем читать Писание, читать молитвы о живых и усопших, тем лучше будет всем тем, кто стал частью нашего большого рода.
Так что, в каком-то смысле, наша жизнь влияет на жизнь усопших, влияет на жизнь живых. Из проповеди в проповеди мы сейчас говорим, что все битвы, все войны выигрываются сначала в духовной плоскости, только потом уже на поле боя.
Если нация, страна кается всенародно, исправляет свою жизнь, становится лучше, чище, ближе к любви, состраданию, снисхождению, то и духовный климат улучшается. Что касается стран, касается и семей.
Поэтому в каком-то плане есть не то, что замещение, а исправление себя ведет к улучшению жизни наших почивших родных и вообще всего человечества. Но молиться вместо, так, чтобы это зачлось ему, так это не работает, это магия.
А молиться так, чтобы получилось по словам преподобного Серафима Саровского, "Стижи дух мирен, и тысячи людей вокруг тебя спасутся", вот это по-христиански, вот это правильно. То есть ты улучшаешь свою жизнь, привносишь в свою семью благодать Духа Святого, и потихонечку он распространяется по всему миру.
Так что в каком-то смысле мы можем своей жизнью переживать жизнь другого человека, но только тогда, когда мы находимся в любви и уже, Божья благодать, действуют на окружающий мир, а не вот так, как я в начале говорил.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читать еще: