Образование всех уровней направлено на прогресс человечества. Образование учит, развивает человека, но не добавляет природного ума. Зачастую при помощи образования занимают высокие командные должности люди, мягко говоря, с умственным потенциалом и моральными качествами ниже среднего. И это ярко подтвердила Страна Советов.
Как ни прискорбно отметить, страна рабочих и крестьян очень сильно обесценила высшее образование, сделав его доступным для большой массы народа, который образно говоря, может копать или не копать. Люди Страны Советов с помощью диплома о высшем образовании зачастую пробивались на высокие должности, которым они не соответствовали. И это очень часто приводило к трагедиям с человеческими жертвами. Дипломы о высшем образовании могли получить люди, имеющие не очень высокие способности к точным наукам, но страстно желающие носить пиджаки и галстуки. Как многие говорили: помучаюсь пять лет в институте, зато потом ничего делать не буду всю жизнь. Они компенсировали нехватку ума общественно – полезной деятельностью, типа комсоргов – парторгов. При помощи подарков и денежек - взяток преподам. И прочего такого же хитрого и мутного. И даже пословица в те времена ходила, а может и сегодня она еще в теме, как говорит современная молодежь: если хочешь закончить вуз, то поступай в Дальрыбвтуз, в котором за деньги продавались зачеты, экзамены, дипломы.
Связь на судах торгового флота передана третьим помощникам. Встречались такие инженеры – судоводители, заменившие радистов на судах, которые не могли отправить через интернет сообщения по нескольким адресам. А один инженер – механик два часа на своей ходовой вахте спокойно наблюдал за дизель – генератором, то есть динамкой, которая без смазки разваливалась на глазах. У человека не хватило ума вызвать в машинное отделение более опытного механика. На торговом флоте такие спецы обычно не задерживаются, но единичные товарищи случается проскакивают на горе экипажу. И от которых постоянно слышишь нытье, с каким трудом им достались капитанские погоны.
И Бог с теми, от кого не зависит жизнь людей. Пусть носят галстуки, коптят небо и прозябают начальниками контор типа, «Рога и копыта» . Больше беды от тех, кто по воле случая занял высокие командные должности. Страшны те, у кого в подчинении люди, которых они могут легко угробить от своей вопиющей балбесности.
Времена лихих и отважных капитанов, которые были вторыми после Бога, давно прошли. Теперь это больше администраторы, как они себя называют. Зачастую слышишь объявления по судовой трансляции, мол, администрация судна доводит до вашего сведения. А обеспечение современного судна высоко технологической аппаратурой, позволяет без труда привести судно из одного порта в другой. И главнейшая задача капитана принять в экстремальной обстановке независимое и судьбоносное решение, которое может идти в разрез с мнением вышестоящего начальства и судовладельца. Часто интересы этих двух сторон диаметрально противоположные.
Автовоз «Уэлен», капитан Крайник Александр Васильевич, загруженный тяжелой техникой, встал в Сангарском проливе переждать шторм. И тут же от фрахтователя пришло сообщение. Почему встали на якорь? Вы бездельничаете, в другие суда в это время работают, идут по назначению. И плевать этому самому фрахтователю, что крутая океанская зыбь длиннее судна, которое чуть больше ста метров. А в трюмах экскаваторы весом в шестьдесят тонн. И не дай Бог, если сорвет с крепления такую махину. Она в одно мгновение пробьет борт. И судну хватит десяти минут, чтобы пропасть навсегда в глубинах океана. А так, как Александр Васильевич, был настоящим капитаном, он не стал рисковать судном и людьми. И вышел в открытое море, когда океанская зыбь спала до четырех баллов. За это он был вызван по приходу в главный офис пароходства, где ему береговая кабинетная братия высказала недовольство, смачно поплевав в душу. Это они хорошо умеют делать. За свое теплое место под задницей, готовы рисковать чужими жизнями не задумываясь.
Сухогруз «Комсомолец Находки» загрузился разным металлопрокатом в одном из портов восточной Японии. Первые полтора суток рейса по Тихому океану прошли спокойно. Океанская зыбь в четыре балла, которая плавно покачивает сухогруз, для современного судна вещь обыденная. Прогноз неутешительный со стороны Японского моря. Подошедший с юга циклон уже разогнал шторм до семи баллов, что само по себе не так и страшно. Но опять же, при определенных условиях, при определенной загрузке, и при определенном типе судна. Большому морозильному траулеру или военному кораблю при постоянной остойчивости и девять баллов не страшны. А вот для судна, загруженного под «жвак» металлом, нежелательна волна и в пять баллов прямо в борт.
«Комсомолец Находки» благополучно зашел в Сангарский пролив. И время прохода пролива, а это больше трех часов, для принятия решения капитаном было предостаточно. И главный человек на судне решил не отстаиваться в проливе, где обычно прячутся от шторма морские суда. И не задумываясь направил судно в штормовое море. И ровно через час понял свою роковую ошибку. Японское море зимой – это серьезно. Лесовозу «Электросталь», загруженному углем, пришлось развернуться носом на волну всего в каких то пятнадцати милях от входа в закрытую бухту. И двое суток штормовать в сторону Корейского пролива, борясь с волной высотой в шесть метров. Океанское судно швыряло словно щепку. Черпали воду чуть ли не ходовым мостиком. И благо, что герметичность судна не подвела.
Суда, типа «Комсомолец Находки», хорошие мореходы. И носом на волну, сбавив ход до малого, они могут противостоять стихии. А вот когда штормовой ветер разогнал крутую волну, разворачиваться бортом к ней не то что рискованно, а смертельно опасно. Капитан «Комсомольца Находки» решил вернуться на отстой в Сангарский пролив. И когда судно оказалось лагом к волне, то есть бортом, случилась трагедия. И она не могла не случиться. При повороте сухогруз завалился на борт. При этом от резкого крена в шестьдесят градусов груз металла сместился к борту. И судно уже не встало на ровный киль. Беда не приходит одна. От большого крена остановился главный двигатель. А это уже смертельный приговор. Запоздалая команда покинуть судно усугубила положение моряков. Время не осталось привести в действие спасательные боты. Да и не спустить их на воду при такой большой волне и крене в сорок градусов. Хотя попытаться можно было. Результат закономерный. Судно погибло, унеся с собой жизни тридцати пяти моряков. Трое выжили в спасательном плоту. Еще три плота не раскрылись, не сработали при аварийной отдаче. Экипаж под руководством некомпетентного человека не был готов к работе в экстремальных условиях. Встань сухогруз на сутки на якорь в проливе, и не случилась бы рукотворная трагедия.
Для здравомыслящего человека ситуация была очень простой и понятной. На проверку оказалось, что капитан в основном работал в отделе кадров пароходства. Вышел в штормовое море, чтобы прийти в порт назначения к знаменательной дате. Вроде как, начинался в Москве главный съезд КПСС. Вот и хотелось ему доложить о трудовом подвиге моряков в честь этого самого события. Эта фигня с торжественными докладами была на каждом шагу в ДВМП при совдепии. Моряки при любых выборах голосовали ровно в шесть утра. А уже пять минут седьмого в пароходство неслись радиограммы о выполненном гражданском долге. Сейчас это выглядит смешно, а тогда все было очень серьезно. Попробуй задержать процесс голосования хоть на десять минут. Проклятую, но такую желанную заграницу не увидишь долго, если не навсегда.
Стихия не прощает ошибок. Ей без разницы каких балбесов наказывать. Будь то моряки, летчики, военные или президенты. Перед ней все равны. Когда минуты роковые настают, и волны черные до неба достают, как поется в песне о моряках, то люди, попавшие в почти безвыходную ситуацию, благодарят своих командиров, которые были справедливо жестокие в требованиях по исполнению должностных обязанностей.
Береговые службы, столкнувшись с очередной трагедией на море, приказывают ужесточить проверки всех судовых служб. Что должно на практике неукоснительно исполняться без всяких напоминаний и окриков. И снова кто то забудет о жестокости стихии, и все пустит на самотек, полагаясь на удачу, на случай. Кто не попадал в экстремальные ситуации, этого не поймет. А я до сих пор благодарен старшему механику лесовоза «Амурсклес» Трубаченко, который большую часть суток проводил в машинном отделении, требуя от механиков и мотористов отличной работы. Вот и не остановился главный двигатель во время девятибального шторма на севере Тихого океана. Когда лесовоз, загруженный зерном из Канады, нырял в волны по самый ходовой мостик. Благодарность старпому Завьялову за постоянный контроль за рабочими Совгаванского судоремонтного завода, которые производили ремонт люковых закрытий. Их полная и надежная герметичность стала залогом победы экипажа в борьбе за судно и свою жизнь.
Боже, сохрани и помилуй командиров всех профессий и званий, которые нацелены на победу над кажущимися непреодолимыми силами природы.
Кстати, о глобальных катастрофах, которые совершили люди с высшим образованием, но с очень средними способностями. Рожденный трактористом – комбайнером товарищ Горбачев со своим плюрализмом и перестройкой угробил Советский Союз. Человек с двумя дипломами о высшем образовании и десятилетиями на руководящей работе не мог четко и понятно без бумажки сформулировать то, что он хотел донести до слушателей. Проще говоря, комбайнер оказался во главе державы и все пошло прахом. Ельцин, показал всему Миру, на что способен человек, рожденный прорабом, да еще и злоупотребляющий алкоголем. Именно прорабом, а не начальником стройки. Выводы напрашиваются простые и понятные.
Дай Бог, чтобы на командные должности не попадали люди, для которых рабочие специальности верх их жизненного пика.
С уважением к читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук