Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психотерапия экзистенциальной философией М. Хайдеггера

Эссе "Психотерапия экзистенциальной философией М. Хайдеггера"

Введение

Важно отметить в самом начале, что все, что я напишу здесь не есть философия Хайдеггера, а моё восприятие его философии. И я не претендую на изложение философии Хайдеггера, которая для меня очень сложна. Этот тест как лоскутное одеяло будет содержать в себе помимо моих собственных мыслей и мыслей Хайдеггера, мысли других философов и психотерапевтов о философии Хайдеггера. Все это поможет мне сложить мое понимание философии Хайдеггера для моей жизни и психотерапевтической практики.

Так что для меня философия Хайдеггера? Что меня удивляет, и цепляет во встрече с ней?

То, что есть подлинное существование - «забота» и не подлинное – «озабоченность». И человек не всегда присутствует в своей жизни. И не всегда человек живет во времени. Он вообще он не всегда есть. На это мои глаза загораются, и я пытаюсь разбираться, что с точки зрения Хайдеггера значит подлинная жизнь? А как я живу? Когда подлинно, когда нет? И вообще на сколько я живу, а на сколько просто «небо копчу»? Появляется надежда, что можно научиться это различать, и что-то делать с тем, чтобы Бытие мое чаще стало подлинным.

Что такое «Присутствие»?

Присутствие означает – быть при сути происходящего. Значит быть в происходящем, быть в мире, быть в конкретном месте, контексте и времени. То есть человека нельзя отделить от мира - это взаимосвязь. Человек всегда в контексте происходящего в его мире. Поэтому Хайдеггер и называет бытие человека, как бытие-в-мире и определяет его так:

«Присутствие присутствующего - двусложность обоих в их простой односложности. Она есть то, что захватывает человека, требуя его, чтобы он отвечал ее существу. Человек тем самым осуществляется как человек, поскольку отвечает требованию этой двусложности и так свидетельствует о ней в ее вести».

Сложный язык, но если вчитаться и вдуматься, то что-то проясняется. Есть я как тот, кто присутствует и есть мое присутствие. То есть я могу и не присутствовать. В таком случае не будет этой «двусложность обоих в их простой односложности».

  • Как это возможно, я есть, но не присутствую? Это когда ситуация меня не касается, я прохожу мимо нее. Это не мое. Я равнодушен, я не включён. Когда я замкнут в самом себе. Когда я что-то механически делаю, но не вовлечен в это по-настоящему. Не присутствие – это всегда «не моё».
  • А присутствие напротив – «всегда моё». Присутствуя я вовлечен во что-то, я затронут, я к этому не безразличен, это на меня влияет, я становлюсь включённым в конкретную ситуацию. Присутствие всегда направленно на что-то конкретное в мире. Поэтому бытие человека неотделимо от мира - это бытие-в-мире. Невозможно четко разграничить присутствие человека и мира.
  • Не присутствие: «Я вижу по телевизору войну и танки едут по моему городу, а я ощущаю это как что-то происходящее не со мной и меня не касающееся». Но реальный танк въезжает в огород перед моим домом и это стало моей реальностью, бросающей вызов и нужно что-то делать, и я становлюсь включен в происходящее.
  • Что бы яснее раскрыть тему присутствия и подлинной жизни, ниже я рассмотрю такие центральные в философии Хайдеггера феномены как «Das Man», «Бытие», «Небытие», «Время», «Вброшенность», «Бытие-в-мире», «Зов Бытия», «Озабоченность», «Забота» и «Осуществление»

Что такое «Das Man»?

Прежде чем начать жить подлинно, мы пребываем в состоянии не подлинном. Не подлинность - происходит в нашем повседневном существовании. Спасения от не подлинности не может быть, потому присутствие требует напряжения и постоянного труда.

Почему так? Мы живем среди других людей, и мы теряемся среди них. «Das Man», что на немецком языке означает «человек», только не конкретный, а обезличенный. Сказать о ком-то "человек" - одновременно значит дать исчерпывающее определение и не сказать ничего содержательного, поскольку оно применимо ко всем. С помощью этого понятия Хайдеггер описывает такое явление как озабоченность человека повседневной жизнью, в которой сам человек обезличен, и другие люди для него тоже безлики. Человек в озабоченности повседневным, отказывается от своей свободы, и перестает быть самим собой, он становится как все – другие, и даже по отношению к самому себе человек является «другим», его личность растворяется в усредненности.

Мы не-подлинны не просто из лени, а потому что беспокойство и стремление спрятаться от себя в толпе являются нашими сущностными чертами. Праздные разговоры, любопытство и поверхностность - характерные признаки состояния не-подлинности. Говорение о том - о сем зачастую без какого-либо осмысления предмета беседы, бесполезного следования моментальному интересу. Любопытство - раскрывать все и ничего, это то, что оставляет нас всюду и нигде. Пребывание в таком состоянии подавляет нашу истинную способность присутствия, и прячет ее среди всего и ничего. Так мы все дальше уходим от себя по этой дороге. Наше бытие - это всегда бытие с другими, но оно же само по себе есть искушение провалиться в не подлинность.

Мы не можем устранить факт собственной ничтожности, и мы никогда сможем избавиться от этой не-подлинности. Все что мы можем сделать, так это признать свою не-подлинность, замечать ее и бороться за подлинность.

Что такое Бытие?

Главная проблема для Хайдеггера была в том, что все без исключения философы упускали – это то, что мир существует. Бытие – вот исходное условие существования чего-либо. Все что существует – планеты, кислород, цветы, люди и т.д. – все это сущее. Для простоты понимания что есть Бытие, можно сравнить его со светом. Свет – необходимое условие видимости вещей. Без света человеческое зрение бы не состоялось. Мы никогда не видим свет, но наблюдаем вещи в освещении света. Но раз есть существование, значит есть и возможность не существования.

Что такое «Небытие»?

Бытие есть то, что делает возможным все сущее - человека, культуру, лес, озеро и т.д. Но так как есть ничто, то всякое сущее – временно. Таково его устройство, всякое сущее кончается состоянием ничтожества. т.е. умирает. С осознанием конечности всего у человека появляется время. Поэтому мир всего сущего можно понять только в контексте бытия и ничего, т.е. жизни и смерти.

Что такое время?

Раз всякое сущее конечно, то есть и время. Время и бытие взаимно принадлежат друг другу и образуют событие. До события нет никакого бытия и никакого времени. Таким образом, по Хайдеггеру время и есть суть человеческого бытия. Время событийно, поэтому мы совершенно по-разному можем его переживать. Оно может тянуться и лететь, оно может быть наполнено событиями и может утекать в пустую. Вот 20-ти летний человек отправился в кругосветное путешествие и прожил в нем 1 год, но количество событий, которые он пережил за этот год, больше чем у другого человека за все 30 лет его жизни. И кто сколько времени прожил? Таким образом время - это не календарь и часы, это события и качество присутствия человека в этих событиях. А что касается прошлого, настоящего и будущего – то эти разделения условны. Время жизни человека целостно, и из песни не выкинешь ни начала, ни конца, ни середины. Прошлое влияет на настоящее. То как в настоящем осмысляется прошлое - меняет его. В настоящем человек видит какое-то будущее, опираясь на прошлое. Так становится понятно, что прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны и постоянно меняются.

Что такое «Dasain»?

По Хайдеггеру мы люди - это особый род сущего - «Dasein», потому что мы «одарены» опытом осознания окончательности (смерти), который является необходимым условием для понимания чего бы то ни было вообще. То есть тот, кто не осознает свою смертность - не способен ничего понимать. А с конечностью мы имеем дело постоянно: окончилось детство, кончилось лето, завершилось начатое дело, сыгралась свадьба, случился развод. Когда с нами в мире случается что-то конечное, мы это понимаем и не продолжаем этого. Все эти мелкие опыты конечного возможны лишь потому, что мы открыты осознанию смерти. И пока человек прячется от этого осознания и переживания - он прячется и от возможности понимать что-либо о своей жизни. Это значит что человек, может прожить всю свою жизнь, так и не ведая, что он особый род сущего «Dasein», в котором Бытие само обнаруживает себя и может быть познано. Естественно, Хайдеггер такую возможность называет «дефективным способом экзистенции». Поэтому для Хайдеггера интересен не человек вообще, но способность поднимать вопросы о Бытии (существовании). А если у человека есть такая способность, то значит есть возможность отвечать на эти вопросы.

Что такое «Истина Бытия», «Зов бытия» и «Зов совести»?

По Хайдеггеру "быть в истине бытия, хранить истину бытия" — собственно и есть главная задача человечества вообще и отдельного человека в частности. И что же это за "истина бытия? Вот что об истине бытия говорит сам Хайдеггер в "Бытии во времени":

"Истина — есть то, что само себя кажет… Быть раскрывающим— значит быть присутствующим"

По Хайдеггеру бытие само себя кажет, а человек помогает ему себя казать или проявлять. Для человека в каждый момент времени есть один наиболее свой способ себя раскрыть. Хранить эту истину, беречь её, способствовать ей — и есть главная задача человека. Для этого важно услышать «Зов бытия. О чём может быть этот Зов для человека? Он всегда конкретен. Это может быть окончание недописанной статьи, сходить с сыном к лор-врачу, найти место для нового дома, разобраться и определиться в личных отношениях. Т.е. Зов — это вполне конкретные вещи, никаких абстракций.

Услышать зов бытия позволяет совесть, голос которой тихий и еле слышен в тишине. Совесть и зов совести имеют могут существовать только потому, что человеческое существование в своей основе, в основе своего бытия есть забота о том, как «Я» живу. В голосе совести проявлена и вина. Но это не обычная, а экзистенциальная за то, что невозможно человеку прожить, не теряя свое присутствие, свою подлинность, невозможно прожить, не испытывая тоски по «потерянному раю».

Только, когда человек услышал Зов и, приняв требование бытия, решился его осуществить, он в полном смысле этого слова начал быть.

В книге «Мужество быть» Пауль Тиллих пишет: «Бытие человека не только дано ему, оно спрашивается с него. Человек несет ответственность за свое бытие, он призван отвечать на вопрос, что он сделал с собой. Тот кто спрашивает, его судья - он сам и он же стоит перед своим судьей. Судья стоящий перед нами (а это мы сами) - тот кто «вместе-знает», со-весть».

Что такое «Вброшенность»?

Чтобы лучше понять самих себя мы должны посмотреть, как мы существуем в мире живя нормальной обыденной жизнью. Вместо поисков какого-то исключительного состояния экзистенции, Хайдеггер занялся феноменологическим анализом повседневной жизни. В этом анализе Хайдеггер приходит к такому феномену как «вброшенность». То есть мы появляемся в конкретное время, в конкретной семье, в конкретной культуре, в конкретных обстоятельствах и понять свою жизнь можно только, приняв и исследовав эту вброшенность. Иными словами, люди вовлечены в бесчисленное множество отношений с вещами в мире задолго до того, как они станут или могут осознавать их. Поэтому всякий человек формируется этим контекстом, в котором он появился и рос – культурой семьи, школы, города, страны, мира и т.д. И его поведение продиктовано тем, что из этой культуры он усвоил. Хайдеггер называл индивидуальную культуру человека и социальное окружение – его миром. Мир науки, мир бизнеса, мир еды, мир конкретной семьи – все эти миры предполагают какие-то нормы, взгляды и установки. Хайдеггер был уверен, что между нами и миром нет никакой дистанции – ни физической, ни психической. Нет никакого человеческого существования («Dasain») без мира, в котором ему довелось существовать. Существование без мира не имеет смысла. Мир и человеческое существование едино, поэтому Хайдеггер называет его «бытие-в-мире». Оно придает себе смысл своего существования исходя из того мира в который оно вброшено.

Что такое «Озабоченность» и «Забота»?

Если человек вдруг осознает, что он вброшен в эту жизнь и то как он живет продиктовано другими людьми и культурой, и всё, чем бы он бы не занялся - это жизнь шестеренки в социальном механизме, это «день сурка», и в любую минуту он может умереть. То его настигает ужас всей ситуации, в которой он находится как человеческое существо. В момент понимания этой ситуации у человека появляется развилка:

1) Озабоченность - забыть все как страшный сон и снова погрузиться в жизнь «шестеренки в социальном механизме», упроститься до жизни, которую определяют инстинкты и социум, жить как все, или лучше, чем все;

2) Забота – принять то, что ты в любую минуту можешь умереть, и взять ответственность за собственную смерть и жизнь. В такой жизни человек уже не стремиться быть как все и что-то кому-то доказывать, для него становится важным заботиться о своем мире. Свой мир - это всегда конкретно – свой дом, своя семья, своя работа, своя собака и т.д. За весть свой мир человек берет ответственность и становится с этим миром единым, и смысл рожается из этого заботливого бытия-в-мире.

Что такое «Осуществление»?

Задача экзистенциальной терапии – помочь клиенту жить в заботе о своем мире и осуществиться таким образом.

Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа, вывести к этой полноте — произвести. Не деятельность важна сама по себе, не существование, а именно осуществление. Хайдеггер раскрывает для нас смысл и суть самого процесса осуществления как про-из-ведения. Что же откуда и куда мы про-из-водим? Во первых "про", означает движение вперёд к будущему. "Из" — из одного места в другое. И что же это за места такие? Есть сфера потенциального латентного бытия, сфера сокрытости, и есть сфера открытости, явности, явленности. У нас в России говорят: "Явить на свет Божий", это как раз про это. "Вести" — означает путь, который нужно пройти, работу, которую нужно проделать. Итак, для своего осуществления человеческому существу крайне важно научиться про-из-водить феномены бытия из состояния сокрытости в состояние явленности. И не просто привести тот или иной феномен в состояние явленности, довести его до полноты, целостности, завершённости: написать книгу, спеть песню, спроектировать самолёт, построить самолёт. Всё это собственно и есть наше с вами осуществление, оно может быть большим, может маленьким, тихим или громким, оно бывает разным. Главное, чтобы оно было, поскольку если его не будет, не будет и самой человеческой жизни, будет лишь её подобие, которое не принесёт живущему никакого удовлетворения.

Какие феномены бытия у данного конкретного клиента просятся наружу: "Скорее яви нас на Свет Божий". Для терапевтической практики это означает, что работа нашей мысли должна быть сфокусирована не на чувствах и переживаниях, а на самих бытийных феноменах.

Автор эссе: Хованский Владимир

Автор: Хованский Владимир Николаевич
Психолог, Экзистенциальный консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru