"Жемчужина" Билимбая - это Свято-Троицкий храм. Задумал его строительство Александр Павлович Строганов. Но после гибели сына в феврале 1814 года во время войны с Наполеоном Александр Павлович впал в депрессию, а в 2017 году скончался от туберкулеза. На тот момент он был владельцем 125 тысяч крепостных душ обоего пола.
Постройка храма началась в 1820 году. Торопились, ожидался приезд на Урал императора Александра Первого. В 1823 году рухнул купол. Храм строился и перестраивался до 1879 года, 59 лет! В 1938 году, при советской власти, была взорвана колокольня.
Давайте присмотримся к портикам.
Мы видим треугольник с лучами, масонский знак! Согласитесь, совершенно неожиданно обнаружить его в уральской глубинке.
Я зашел в храм, попал в большую пустую комнату, освещенную слабой лампочкой. Скрипел кривой деревянный пол советской постройки. В полутьме, на всю стену, стенд с фотографиями советских авиостроителей, но это отдельная история. Прошёл дальше, попал в комнату со свечами и иконами, это Казанский предел. В В 2014 году храм возвращен церкви, но продолжает находиться в ужасающем состоянии.
Рядом с храмом находится симпатичная металлическая часовня.
Теперь про речку Билимбаевку, начнем с водоспуска плотины.
Даже удивительно, что столь жалкая речонка, благодаря плотине, могла обслуживать немаленький завод.
В пределах поселка речка кажется полноводной, но это потому, что она в двух местах подпружена. На речке "пасутся" гуси, увидев меня они приплыли фотографироваться. Рядом - Горбатый мост.
А вот это сооружение меня заинтересовало. Видимо, раньше плотина рядом с ним была повыше.
Порывшись в интернете, я выяснил, что это "лесопильная мельница". То, что лесопилка при заводе была нужна, совершенно очевидно, продукция сплавлялась по Чусовой в одноразовых деревянных барках. Но монументальность лесопилки восхищает! Посмотрите на качество кладки.
У речки Билимбаевки есть удивительная особенность, она доходит до Чусовой, но в нее не впадает! В ее устье строились барки, был оборудован шлюз для выпуска их в Чусовую. Сейчас насыпали глухую плотину, а сток воды осуществляется через ручей Могилевский.
С Билимбаевсого завода весной уходило до сорока барок, каждая из которых могла брать до 200 тонн груза. Весной, при благоприятных условиях, сплав до Перми занимал три-четыре дня.Иногда сплав производили и летом, но тогда использовали полубарки, размером поменьше. В те времена Чусовая была полноводнее, сейчас летом и на байдарке местами пройти трудно.
Вот я дошел и до Чусовой.
Пару слов скажу про экологическое состояние реки, сейчас это не тайна. Выше по течению, в Волчихинском водохранилище, вода очень загрязненная. Здесь, в районе Билимбая, вода очень грязная. С точки зрения экологов, это разные вещи. Волчихинскоя водохранилище - питьевой водоем для Екатеринбурга. Снабжать полутарамиллионный город водой из очень загрязненного водоема - интересная идея. Получается хорошая экономия пенсионного фонда.
Среди туристов-водников ходит сказка про французских геологов, выполнявших какой-то совместный проект в среднем течении Чусовой. Якобы они привезли с собой самолетом из Франции бутылированную воду для питья на все время экспедиции. Когда-то, во время сплава, я тоже смеялся над привередливыми французами, и набирал воду для чая из реки. Сейчас бы я это делать не стал.
А еще Билимбай - родина советской реактивной авиации, это не шутка. Но пока об этом я писать не хочу, уж больно грустная это история.