Найти тему
VK Play

Старый «Соник», новые грабли: обзор Sonic Superstars

Авторы Balan Wonderworld выбрали хорошую основу для новой игры про синего ежа, но загубили её рядом ужаснейших решений

Качество игр про Соника остаётся крайне неровным уже очень долгое время: обычно толковые идеи в них оказываются погребены под ворохом ужасных, необъяснимых недостатков. Sonic Superstars в этот тренд вписывается на все сто процентов.

Superstars — диаметральная противоположность Frontiers. Та была экспериментом, попыткой переизобрести трёхмерного «Соника». Superstars же — не менее отчаянная попытка надавить на чувство ностальгии, вернуть «того самого» двумерного «Соника» из 90-х.

-2

Все составляющие на месте. Сюжет излагается без единой реплики. Из играбельных персонажей — лишь самый минимум: Соник, Тейлз, Наклз, Эми и новенькая Трип, из противников — Роботник и Фэнг, появившийся ещё в 1994-м в спин-оффе серии для Game Gear. Враги — привычные роботы, для победы над которыми нужно прыгнуть им на голову или вкатиться в них клубком. Герои управляются и ощущаются примерно как в классических выпусках: Тэйлз летает на хвосте и может кого-то нести в руках, Наклз карабкается по стенам, у Эми двойной прыжок с молотком.

Всё это, безусловно, верные решения. Но одного минимализма мало, что наглядно продемонстрировала дилогия Sonic the Hedgehog 4. Её авторы настолько боялись отойти от формулы первоисточников, что результат их трудов ощущался пустым, банальным и насквозь вторичным. Superstars не настолько безыдейна, но из всех сравнений кличка «третий эпизод Sonic the Hedgehog 4» ей подходит больше всего.

Никто не просил возвращения бонусных уровней из Sonic 1, но вот мы здесь
Никто не просил возвращения бонусных уровней из Sonic 1, но вот мы здесь

И это не комплимент. У большинства механик видно, откуда уши растут: копать землю дают прямо как в Colors, сферы, вокруг которых герой крутится, чтобы полететь в выбранную сторону, были в бонусах Sonic 3, а сегмент, где платформа автоматически следует за ногами героя, — это Sky Chase из второй части. Враги выглядят и ощущаются как перекрашенные старые знакомые: удивить им нечем. Этапы тоже вызывают чувство дежа вю: вот Sky Sanctuary, вот снова Casino Night, вот ещё один Scrap Brain / Metropolis. Тут авторы явно взяли элементы Sonic CD, а здесь вдохновлялись «трёшкой».

Некоторые уровни ощущаются даже приятно: их очень просто пройти, но всегда сохраняется понимание, что можно сбавить скорость и поисследовать окрестности в поисках секретов и альтернативных маршрутов. Этапы можно упрекнуть в том, что большую их часть можно пройти, практически не смотря на экран, но «Соники» всегда были проще прочих похожих игр, так что это совсем не критический недостаток. Куда обиднее то, что запомниться здешним этапам практически нечем, да и по продолжительности они часто ощущаются затянутыми.

В Superstars нет жизней: заменяющие их медали идут на покупку запчастей для вашего робота в местом PvP-мультиплеере, который настолько плох, что лучше о нём не вспоминать
В Superstars нет жизней: заменяющие их медали идут на покупку запчастей для вашего робота в местом PvP-мультиплеере, который настолько плох, что лучше о нём не вспоминать

Но если сами уровни почти не оставляют негативных эмоций, то боссы, ждущие под их завершение, стирают из памяти любые намёки на приятные впечатления. Они работают по одной схеме: босс находится в глубокой защите добрые полминуты, проводя различные атаки. После одной из них он на короткий промежуток открывается, чтобы получить один тумак, — и опять окукливается на следующий цикл. Это делает каждую схватку мучительно затянутой. А уж если не сразу раскусить, что игра от тебя хочет, в какой момент и как именно бить босса в ответ, то один этот поединок может достичь хронометража всего остального уровня (который сам по себе был длиннее нужного). В старых «Сониках» герой умирал, когда таймер на уровне достигал 10 минут. В Superstars он этого не делает: видать, тестеры упирались в этот лимит не один раз.

Штраф за фальстарт — впечатления от Forza Motorsport (2023)

Некоторые боссы ещё и не дают сразиться с ними с нормальным управлением: бои с ними происходят или на бегу, или на платформе, которая меняет направление движения, отправляет героя в огонь, пышущий из-за кадра, и не даёт сделать разгон. Авторам Sonic 2 хватило ума сделать уровень на такой платформе самым простым, коротким и лишённым босса. Авторам Sonic Superstars — нет.

Я зачем-то играю практически во все релизы про синего ежа, и насколько уж подавляющее их большинство было бестолковым, такой пытки на каждом боссе я не припомню нигде. И это в игре, которая вроде как должна быть как классика, — но в старых частях можно было прыгать на голове босса сколько угодно и при должной сноровке победить его за считанные секунды!

-5

Мало того, что возродить старое у разработчиков не особо получилось, так еще и то новое, что они добавили в Superstars, лучше не вспоминать. Новые бонусные уровни, в которых нужно доставать Изумруды Хаоса, абсолютно ужасны: в них надо догнать удирающий самоцвет, прыгая с точки на точку, словно на крюке. Однако точку, к которой вы будете подтягиваться, определяет сама игра лишь ей известным методом.

Сами Изумруды дают героям новые силы: они опциональны, и всю игру можно пройти без них. Первые относительно полезны: одна позволяет наносить урон всему, что есть на экране (ей можно «прочитерить» невыносимых боссов), вторая — делать рывки в воздухе в выбранную сторону. Но дальше начинается невесть что: возможность забираться вверх по водопадам безумно ситуативная и мало где пригождается, а умение видеть невидимые платформы подразумевает, что с ним надо пройти всю игру пешком, чтобы найти все потайные уголки. А силы действуют лишь определённое время, после чего их надо перезаряжать на чекпойнте.

Не очень понятно, зачем делать графику трёхмерной. Со спрайтами игра смотрелась бы гораздо лучше, что доказала Mania
Не очень понятно, зачем делать графику трёхмерной. Со спрайтами игра смотрелась бы гораздо лучше, что доказала Mania

Самая же расхваленная новая «фича», кооператив на четверых, работает и того хуже. И это было абсолютно предсказуемо — в тех же классических частях второй игрок был как пятая нога у собаки. Там фокус всегда держался на Сонике, а тот факт, что вокруг него делал Тейлз, значения особо не имел: если поможет, то и хорошо, а если сгинет, то и не жалко. В современной Superstars камера даже не пытается отдаляться, например, если герои разбегаются. Оставшиеся за кадром просто исчезают и могут возродиться на том, кто остался в фокусе. И это не обязательно будет первый игрок — судя по всему, игра фокусируется на том, кто дальше всех продвинулся в прохождении этапа.

За что мы любим Gothic — достоинства и недостатки культовой RPG

В результате вперёд летит кто-то один, в то время как остальные пытаются появиться, что-то сделать, не справляются, теряются, появляются, начинают снова перетягивать камеру на себя — это хаос, где никто не получает удовольствие. Во время боев с боссами лишние игроки хотя бы могут помочь не пропустить редкую возможность нанести врагу урон, но там у них возрождения отключены, и игра идёт на выбывание.

Тейлс летит, у «пешеходов» нет даже шанса что-то сделать
Тейлс летит, у «пешеходов» нет даже шанса что-то сделать

Наконец, Sonic Superstars просто очень плохо работает. Удары по боссам не проходят, жизненно важные кольца проваливаются через землю, герои то встают на поверхности, то соскальзывают с них, платформы пропадают под ногами… Ни в классике, ни в Mania ничего подобного мне не встречалось; Superstars же не устаёт удивлять всё новыми глитчами и проблемами.

В завершение можно было бы сказать, что ничего другого от компании, разработавшей провальную Balan Wonderworld, не стоило бы и ждать... Но вот чего точно можно было ожидать от подобной игры, так это приемлемого ценника. В конце концов, Sonic Forces продавалась за $40, а блистательная Sonic Mania, которая была лучше буквально во всём, — и вовсе за $20 (в России — вообще 600 рублей даже на Switch и PS4). Да и в целом 20 долларов — красная цена для игры, которая косит под релизы 30-летней давности. Но Sonic Superstars стоит $60. Игра, которая выглядит и играется хуже, чем многие инди-релизы, и имеет наглость требовать денег, как заправская ААА, не заслуживает ни малейшего снисхождения.

Оценка: 4.5/10