Найти тему
Строительный мир

РЖД строят новый тоннель на самом сложном участке «Трассы мужества»

На одном из самых живописных участков линии Междуреченск – Тайшет (647 км), известной как «Трасса мужества», полным ходом идет строительство нового тоннеля, ввод которого позволит на перегоне Кошурниково — 570 км организовать двухпутное движение и увеличить пропускную способность стальной магистрали на данном направлении ровно в два раза.

© «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd
© «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd

Как сообщает пресс-служба РЖД, на 25 октября 2023 года из 267 м пройдено около 55 м. Проходка осуществляется буровзрывным способом — в породе просверливают отверстия и заполняют их взрывчаткой, а после детонации отбитую горную массу вывозят на поверхность.

Работы ведутся на самом сложном участке «Трассы мужества», где приходится преодолевать множество кривых спусков и подъемов. Путь между станциями Кошурниково и Мана (около 115 км) пролегает через горные долины и бурные реки. Этот маршрут многие путешественники называют одним из самых красивых в России. В первой половине 1960-х отечественным специалистом пришлось сооружать здесь несколько мостов, виадуков и тоннелей. Некоторые из них до сих пор называют чудом инженерной мысли, как например, «Чертов мост», о котором можно прочитать по ссылке ниже.

© Пресс-служба Красноярской железной дороги / kras.rzd.ru ( «Козинский виадук», известный как «Чертов мост». В советской прессе виадук называли выдающимся инженерным сооружением, не имевшим аналогов в мировой практике. Этот объект изначально проектировали под два пути, но двухпутным он стал лишь после реконструкции в 2020 г.)
© Пресс-служба Красноярской железной дороги / kras.rzd.ru ( «Козинский виадук», известный как «Чертов мост». В советской прессе виадук называли выдающимся инженерным сооружением, не имевшим аналогов в мировой практике. Этот объект изначально проектировали под два пути, но двухпутным он стал лишь после реконструкции в 2020 г.)

Что касается строящегося в данный момент тоннеля, то он продублирует аналогичный объект, введенный вместе с дорогой в 1964-м. Завершить проект намерены в 2025 году. Примечательно, что вопрос второго пути поднимался изначально, когда разрабатывалась соответствующая документация в 1950-х гг. Но из-за крайне сложного рельефа местности от этой идеи тогда отказались.

Сегодня другого выхода нет. Эта линия, пролегающая сквозь раннее непроходимую тайгу, горы, реки и болота, имеет важное экономическое значение, связывая Кузнецкий угольный бассейн с Тайшетом — крупной сортировочной станцией и стратегическим железнодорожным узлом Восточного полигона.

© Svetlov Artem / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожная линия Абакан – Тайшет на карте)
© Svetlov Artem / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожная линия Абакан – Тайшет на карте)

С перенаправлением грузов на Восток и активным развитием добывающей промышленности в Кузбассе, Хакасии и Красноярском крае роль этой магистрали только возросла. Однако ее мощностей явно не хватает для удовлетворения потребностей перевозчиков. Поэтому сегодня активно ведется ее расширение.

🗺️ Участок Кошурниково Мана на интерактивной карте