Найти тему

Умеренность в вещах

«Надо брать, вещь нужная!» - эта фраза могла бы быть девизом моего брата по жизни. Среди нужных вещей у него трубка для стрельбы дротиками (такая, как в фильмах про индейцев), тысяча и один декоративный нож и, конечно же, испарители и POD-системы всех сортов и размеров. Меня очень веселит эта неумеренность, покупка ненужного барахла, а также попытка объяснить мне, что это барахло нам просто необходимо. Я надеюсь, что это пройдет со временем, мой братишка весьма молод. А может быть и не пройдет, кто знает.

Мне хочется порассуждать об умеренности и той границе, где заканчивается тяга к приятным сердцу вещам и начинается собирательство по принципу Плюшкина. Я верю, что самобытный интерьер, созданный из воспоминаний, желаний и атрибутов жизни человека, может быть по-настоящему прекрасен. Даже если композиция нарушена, декор немного спорит, а комнатных растений или книг на полках слишком много по меркам современных тенденций дизайна. Но обстановка дома также может отражать дисгармонию души. Беспорядок, тяга к собирательству, невозможность выбросить очевидно ненужные предметы скорее всего говорят о том, что жилец (давайте для примера возьмем одного жильца) не в порядке.

В относительно стабильном состоянии (не могу применить слово «нормальный») мы склонны к анализу и умеренности. Я куплю новую сковороду, потому что старая мне уже неудобна, к ней всё пригорает. Я куплю новые шторы, чтобы освежить обстановку в комнате или эти свечи, чтобы устроить особенный ужин. Думаю, связь вполне уловима. Другое дело, когда я куплю кружевные салфетки, картину с котиком, бокалы на высокой ножке и ещё черт знает что, а потом придумаю, зачем мне это надо. Тут уже, как по мне, речь о заполнении некой необъяснимой пустоты. Когда хочется много вещей и много счастья, которые они принесут.

Но ты приходишь домой и с разочарованием понимаешь, что не стал счастливее. А возможности принять собственную нестабильность нет. И ты начинаешь объяснять себе и замечающим неладное друзьям, что всё это нужно и вообще нельзя сдерживать порывы, идущие от сердца.

К слову, нестабильными состояниями и невозможностью сдерживать импульсы активно пользуется маркетинг. Реклама в разных её ипостасях постоянно пытается продать нам счастье и любовь через диваны, соки из натуральных фруктов, сетевые фастфуды. Стоит помнить, что вещи, связанные с комфортом и красотой, прекрасны, но не равны ощущению счастья. Нет греха в том, чтобы радовать себя покупками, но заполнить ими самоощущение не получится.

Думаю, многие видели показательные примеры моих слов: людей, которые постоянно что-то покупают и им постоянно чего-то не хватает в доме, на даче, в гардеробе и про запас ещё нужно что-то обязательно купить. Предположу, что насыщения они никогда не получат. Такие товарищи, конечно, активно стимулируют экономику компенсацией своих психологических травм, но я не поддерживаю такой образ жизни. Да и спекуляция на неврозах - спорная штука.

Хочу вернуться к идее умеренности. Я не говорю об аскетизме или отказе от объективно нужных вещей, а лишь о том, чтобы понимать себя и отслеживать своё самочувствие во время покупок для дома. Вещь, действительно, нужная или я покупаю её по другим причинам?