В 2005 году очередной, ХХVII-й по счёту, Московский международный кинофестиваль подарил нам вторую подряд победу на нём российской картины (напомним, что в 2004-м главные приз - "Золотой Святой Георгий" получил фильм "Свои" Дмитрия Месхиева), - лучшим был признан фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие». А до того лишь в 1991 году победителем был признан советско-германский фильм режиссёра Карена Геворкяна "Пегий пёс, бегущий краем моря"...
Более того, каких-то три года до того в конкурсной программе ММКФ, за неимением достойных картин, наше российское кино даже не было отмечено своим присутствием.
Так что это – такой долгожданный подъём нашего кинематографа или только лишь «локальный успех отдельно взятых картин»? Можно ли сегодня говорить об определённых тенденциях в развитии отечественного кино? О чём сегодняшние картины и каково их жанровое разнообразие? Стоит ли и пензенцам чаще ходить на отечественные картины?.. С этими вопросами наш специальный корреспондент Олег Ткачёв, побывавший уже на восьмом подряд Московском кинофоруме, обратился к художественному руководителю Российских кинопрограмм XXVII ММКФ Ирине Павловой.
– Пожалуй, правильнее было бы говорить не столько об общем подъёме российского кинематографа, а лишь о постепенном выходе нашего кино из комы, причём не столько художественной, сколько финансовой.
Если ещё совсем недавно панораму российского кино приходилось собирать, усердно отыскивая фильмы, то ныне, когда наше кино вернулось к доперестроечному объёму производства, появилась возможность ленты выбирать. Сам по себе этот факт отраден, хотя постоянное повторение тезиса о подъёме российского кино подчас похоже на заклинание…
Российские кинопрограммы ММКФ – это своего рода образ-отражение межфестивального киногода, который позволяет выявить новые направления и тенденции в отечественном кинопроцессе, создать некий обобщённый портрет сегодняшнего российского кино.
– Каковы же характерные черты этого кинопортрета?
– Мозаичность этого «портрета» очевидна, год от года он становится всё более пунктирным, фрагментарным…
– Безусловно, одной из новейших черт современного кинопроцесса становится бурный рост производства так называемого «репертуарного кино» – того кино, которое не претендует на решение особых художественных задач, но ставит вполне нормальную и достойную уважения задачу – привлечь массового зрителя в кинозал на российские ленты. Это могут быть картины разных профессиональных достоинств, разных жанров; различна и сама степень их успешности в прокате, которая зачастую зависит от внешних факторов куда больше, чем от собственно достоинств произведения. И тем не менее сегодня ленты такого рода составляют не только значительную часть отечественной кинопродукции, но и динамично развивающуюся её часть. В программе игрового кино жанр «отечественный блокбастер» представлен лентами «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева, «Побег» Егора Кончаловского и «Статский советник» Филиппа Янковского. Эти картины демонстрируют вектор, по которому идёт развитие новой ветви нашего кино: супертехнологичный остросюжетный боевик и богато костюмированное зрелище по мотивам российской истории, снятое в более или менее традиционной манере с участием множества звёзд.
– Вспоминая ставшие уже сегодня классическими, комедии Леонида Гайдая или, скажем, Эльдара Рязанова, можно ли надеяться сегодня на постепенное возрождение этого киножанра?
– Кинокомедия, надо заметить, выходит из коллапса куда медленнее. Проблема жанра не решается спецэффектами и привлечением звёзд; объём финансовых вложений мало что может определять в картине, где остроумие ситуаций и характеров, выписанных драматургом, и их экранное воплощение – основная составляющая успеха (достаточно напомнить, что хит минувшего десятилетия «Особенности национальной охоты» был снят на вполне скромный бюджет и без единой звезды; исполнители стали звёздами именно после выхода картины и её зрительского успеха). Именно в комедии обычно кристаллизуется некое ироничное обобщение современной реальности и современного характера. Быть может, поэтому в комедийных жанровых формах выступили сразу несколько режиссёров, ранее в пристрастии к комедии не замечавшиеся.
Своего рода «треш-гиньоль» предложил вниманию публики возмутитель зрительского спокойствия Алексей Балабанов. После череды рухнувших по различным причинам проектов Балабанов словно отринул весь свой предыдущий режиссёрский опыт и, сняв фильм «Жмурки», вступил на новую для себя территорию. Комедия «От 180 и выше» – вторая режиссёрская работа Александра Стриженова, занявшая одну из верхних строчек хит-парада, – обыгрывает традиционное для отечественной культуры понятие «маленький человек» в буквальном смысле. А если учесть, что так или иначе к комедийному жанру можно причислить и «Лопухи» дебютантов Андрея Коршунова и Михаила Вассербаума, и «Ночного продавца» Валерия Рожнова, и «Попсу» Елены Николаевой, то сегодня можно говорить не только о новой русской комедиографии, но и о попытках создания образа нового русского героя…
– Вы сказали об интересных кинодебютах. Похоже, это уже становится хорошей тенденцией, можно сказать, и традицией нашего «молодого кино»…
–Да, вновь одним из самых примечательных знаков киногода становится появления заметных кинодебютов. Характерно, что многие из фильмов-дебютантов были приглашены к участию в крупных международных кинофорумах. Сергей Потёмкин, молодой режиссёр из Санкт-Петербурга, со своим «Городом без солнца» участвовал в программе Берлинского МКФ. Другой дебютант Илья Хржановский со своей картиной «4» успел стать призёром Роттердамского фестиваля, а также снискать горячих сторонников и столь же горячих противников собственного режиссёрского метода и собственных воззрений на жизнь российской глубинки. Характерно, что и те и другие отмечают несомненный талант молодого режиссёра, однако склонны оценивать его большую картину диаметрально противоположно.
– Фильм Хржановского, действительно, во многом шокирует, особенно неискушённого кинозрителя, обилием натуралистическо-реалистических сцен жизни одной из глухих российских деревень, и потому такая реакция вполне объяснима…
– Замечу, что молодая режиссура сегодня отнюдь не чужда здорового прагматизма. И потому, даже обращаясь к серьезным философским, бытийным проблемам, старается облекать свои размышления в форму динамичную, зрелищную, привлекающую к себе не только специалистов и киноманов, но, напротив, рассчитанную на массовую аудиторию. Это напрямую относится и к первой режиссёрской работе Павла Санаева «Последний уик-энд», снятой им по собственному сценарию, который, в свою очередь, написан по мотивам собственной же повести. Фактически стопроцентно авторское кино. И тем не менее молодым героям картины предстоят нешуточные испытания, а зрителям – выброс адреналина.
«Последний уик-энд» – одна из премьер Российских кинопрограмм XXVII –го ММКФ. И ряд этих премьер, надо заметить, весьма внушителен. Среди них «Бедные родственники» – новая работа Павла Лунгина. Лариса Садилова продолжает свою «хронику российских будней» картиной «Требуется няня». Новый фильм Алексея Учителя «Космос как предчувствие», принятый в основную конкурсную программу, вновь обратит нас к «загадочной русской душе», вечно живущей сегодня для дня завтрашнего. Когда оно наступит, это «счастливое завтра»?
P.S. Пожалуй, ХХVII-ой Московский международный кинофестиваль вселил определенные надежды на возрождение отечественного кино в 2005 году. Возможно, этот "поворот в нашу сторону" привёл и к появлению уже через два года, в 2007-ом, своего Всероссийского кинофестиваля "Мужская роль" имени Ивана Мозжухина на пензенской земле...