Найти тему
Заражённый совестью

Павел БОЛЬШАКОВ: Портсигар, подстаканник, лорнет, пенсне, театральный бинокль…

Вчера телевидение сообщило, что Эрмитаж приобрёл у частного коллекционера обувь XVII-XIX веков. Ну и что, скажете вы? И кому это нужно? Это нужно художникам, дизайнерам, историкам, кинематографистам, исследователям быта наших предков. И когда на экране показали детскую обувь, я замер с удивлением на лице: на обуви – и герб какого-то короля, и позолоченные шнурки с вышивкой. Не очень разбираюсь в искусстве изготовления обуви, но почувствовал, что это – настоящее произведение искусства, которым готов любоваться и любоваться.

Мир коллекционеров странный, загадочный и удивительный. И я, как и многие мальчишки, в детстве собирал марки и значки, потом забросил и стал собирать редкие книги. Порой такие люди – не от мира сего – посвящают всю свою жизнь собиранию произведений искусства, антиквариата, книг, марок, предметов быта и т.д. и т.п. Мотивация разная: от прибыли при перепродаже, до сохранности редких вещей для потомков. А иные коллекционеры посвящают свою жизнь и собиранию историй о своих произведениях искусства, книгопечатания и предметов повседневной жизни уходящей эпохи.

Мне привлекательны и другие люди – готовые познакомить челябинцев с небольшими, но удивительно редкими коллекциями предметов, которые ушли в небытие, в кинематограф, в частные коллекции и в музеи. Недавно в арт-галерее ЛюбаПетя (Свободы, 2) увидел выставку редких портсигаров прошлого и позапрошлого веков двух наших коллекционеров (имена пока называть не буду).

Одного интересует ценность в рублях, другой собирает досье на мастеров-изготовителей, истории каждого предмета. Его я с интересом слушал совсем недавно в комнате, где выставлена эта уникальная коллекция настоящих произведений мастерства. История некоторых портсигаров – это сюжет для романа. К примеру, я увидел подарок бывших белогвардейцев своему товарищу на юбилей, который жил когда-то вместе с дарителями в Харбине. Особенность эксклюзивного портсигара – в золотых отлитых росписях (подписях с фамилиями), которые прикреплены к крышке маленькими заклёпками. То есть – на века. Так и получилось: золотые подписи с русскими фамилиями живут почти сто лет и память о них не тускнеет.

И каждый подстаканник, и каждый портсигар на этой камерной выставке имеет свою предысторию, своего мастера, который опознаётся по авторскому клейму.

Слава Богу, кроме музеев в Челябинске появляются частные арт-галерею, способные показать на свет божий то, что хранится в запасниках коллекционеров. А владелец арт-галереи ЛюбаПетя, Егор Хребтов, планирует собрать на следующую выставку лорнеты, пенсне, театральные бинокли наших бабушек, прабабушек и прадедушек…

Пока писал, вспомнил, что у нас в семье осталось наследство – серебряный советский подстаканник, которому почти сто лет и который выпустил СВХ «Кольчуга» завода МНО. Пытался сфотографировать, но подходящего по размерам стакана уже не нашёл. Хорошо уже то, что хотя бы подстаканники остаются на вечную память о родных и близких. И предлагаю вашему вниманию портсигары царского и советского периодов с выставки. Хотя мне и разрешили подержать в руках серебряный подстаканник Фаберже, но фотографировать не разрешили…

Заглядывайте на чаёк и чашечку кофе в выставочное пространство арт-кафе: Свободы, 2, корпус 5, помещение - 3.17; 3 этаж.

Павел БОЛЬШАКОВ, любопытствующий журналист

P.S. Мы с Егором Хребтовым недавно посетили частный музей уральского Третьякова – коллекционера живописи Николая Ильича Перевозчикова, чтобы восхититься произведениями чудо-художника из Сатки – Александром Сухановым.

#любапетя

-2
-3
-4
-5
-6