Глава 4.
Из Сыктывкара пришло письмо в ответ на запрос о судьбе сироты Алёши Снегирева. В письме говорилось, что мальчик усыновлен, а где он и кто его приемные родители - разглашению не подлежит. Был Алеша Снегирев, а теперь неизвестно кто. Был у Риты братик - и нет братика. Воспитатель даже не могла подобрать сначала нужных слов, чтобы объяснить девочке, что произошло. А произошло обычное явление, бездетная пара иностранцев усыновила сипатичного мальчика и увезла его из страны в солнечную Италию. Рите потом сказали, что Алешке повезло, что у него теперь есть папа и мама. Что потом, когда-нибудь, когда вырастут, они встретятся с братом. Рита проплакала весь день, а потом успокоилась. Главное, чтобы ее Алешке хорошо было, а она подождёт.
Появились подружки. Оксана и Света. Симпатичные девочки, неглупые, непонятно каким образом попавшие в интернат. Девочки в классе были в меньшинстве и пользовались у хулиганистых мальчишек почетом и уважением.
Если в четвертом классе, где училась наша героиня, было все относительно спокойно, то в учительском коллективе творились неприглядные дела. На директора, интеллигентного Евгения Максимовича, кто-то писал и писал жалобы. Приехала комиссия, начались разбирательства. Евгений Максимович ушел с работы по собственному желанию. Интриганы жалобщики так надоели вышестоящему начальству, что им в наказание, наверное, в интернат назначили директором начальницу исправительно-трудовой колонии, Лидию Ивановну. Женщина была суровая, дотошная. День и ночь руководила, даже ночевала в кабинете. Муж, подполковник в отставке, носил ей чистое белье на смену. Он был довольно красивый, статный мужчина. Единственной слабостью нового директора была любовь к наушникам, "стукачам". Любила она и льстецов. Что тут началось! Сплетники только в очередь не выстраивались у директорского кабинета. Следили из своих кабинетов: "Ага! Вот Любовь Павловна вышла! Дай-ка, я теперь!" И очередная сплетница ныряла в кабинет директора. А делить было чего: нагрузка, подработка, а это все деньги! Стоят двое, перемывают косточки кому-то. Если рядом с ними постоять, то тебя обязательно приплетут в свидетели: "Вот она тоже так думает!" А через какое-то время и вовсе окажется, что это ты и "сказала". Таких интриг ни в каком другом месте, наверное, не было. Хорошо, что хоть на детях до поры до времени это никак не отражалось. Все нового директора боялись. Порядок в школе был железный.
Каждый год интернатских детей вывозили на юг. В Воркуте было две вспомогательных школы-интерната, и на юг эти школы возили детей по очереди. В этом 1983 году очередь вывозить школьников была за школой интернатом номер два. Лидия Ивановна нашла в городе Ейске, что на Азовском море, школу, которая согласилась принять на лето воркутинских детей из двух школ-интернатов взамен на ремонт их школьного здания, который северяне обязались сделать. Ребят погрузили в четыре вагона по отрядам и со станции Воркута отправились на Азовское море в южный городок под названием Ейск. Рита залезла на вторую полку. Снова побежала за окном цветущая розовым кипреем тундра, полярные берёзки и ивы, серебристый ягель, олени, пасущиеся вдалеке.
Гряда Полярного Урала была уже справа. Поезд вез замирающую от восторга Риту строго на юг. В обед детей водили в вагон-ресторан, а на завтрак и ужин ели взятый с собой сухой паек: сгущенные сливки, растворимый кофе, копчёную колбасу, сыр, красную икру, консервированную сайру персиковый компот. Воспитателю выдавалась коробка с продуктами и он торжественно нес ее из директорского вагона ожидающим вкусную трапезу детям. Просто удивительно, откуда все это бралось? Умела Лидия Ивановна выбивать деликатесы.
И вот на пятый день утром, переночевав в тупике, поезд привез северных детей в славный город Ейск.
Город со своей интересной историей, с летным училищем, с памятниками знаменитым жителям - Ивану Поддубному, Нонне Мордюковой, Сергею Бондарчуку, с морем, которое дети видели в первый раз. До Лидии Ивановны ездили на Украину под Харьков и купались только в ставках - прудах. А тут МОРЕ!!! Мелкое, чуть мутноватое, но море! То, что мелкое у берега - это здорово. Плавать толком никто не умел. Жили воркутинцы недалеко от консервного завода. Горячий запах жареных кабачков Рите сначала безумно нравился, потом дико надоел, и в конце-концов к нему она так привыкла, что уже не замечала. Жили в классах. Кровати, матрасы с подушками, постельное белье, личные вещи детей прибыли в Ейск заранее в грузовом вагоне. Педагоги, делавшие ремонт, его разгрузили, кровати собрали, застелили. К приезду было все готово, в столовой детей ждал горячий обед.
Первый выход на море поразил Риту. Никогда она не видела столько воды сразу. Теплое Азовское море лениво плескалось, омывая ракушечный песочек на берегу. Чайки, как сумасшедшие метались над волнами, выхватывая рыбешку. Рвануть в воду сразу с разбегу у Риты не получилось. Купались отрядами по очереди.
Пересчитывались перед и после купания. И тысячу запретов. Нельзя было выходить за ограждающие буйки, нельзя нырять, нельзя хвататься друг за друга. Муж Лидии Ивановны работал в лагере плавруком. И этим все сказано. Тем не менее блаженство было непередаваемое! Первый раз купалась наша героиня по настоящему. Полоскание в ручье в родном поселке не считается. Вылезать из воды так не хотелось! Но наказать могли за непослушание не только ее, но и весь отряд. На горячем песке блаженство продолжалось.
Раскинув руки и ноги, девочка подставляла ласковому южному солнышку уже совсем не худенькое тельце. За восемь месяцев Рита окрепла и поправилась. Сейчас это была крепенькая, красивая девочка, которая никак не могла привыкнуть к своему счастью.
В окрестностях Ейска много плодовоовощных хозяйств. Плодороднее земли, чем здесь, на побережье Азовского моря, трудно найти. Воркутинских детей возили на уборку фруктов и ягод: малины, черешни, абрикосов, груш, яблок, персиков, алычи. Директор Лидия Ивановна говорила, чтобы с ребят много не требовали, пусть наедятся досыта.
Но Рита плохо работать не умела. Ее ставили в пример. Фруктов в то и в следующие летА наелась вдоволь на всю жизнь, как говорила она.
Дорогие подписчики, обращаюсь к Вам с большой просьбой! Напишите, пожалуйста, в комментариях - видите ли Вы мой канал у себя в ленте, или ищете в подписках. У меня сложилось мнение, что в лентах мои публикации не показывают, что читатели сами разыскивают мои новые главы в подписках. Буду благодарна за каждый ответ!