Глава 3.
Воркута - большой красивый шахтерский город на 67 параллели, построенный заключёнными накануне Великой Отечественной войны на богатом месторождении каменного угля. 180 км от Карского моря, вечная мерзлота, семьдесят суток относительно теплых и почти восемь месяцев - суровая зима, с морозами, ветрами и северным сиянием во все небо. Драмтеатр, Дворец шахтеров, крупнейший в Европе Дворец пионеров с бассейном, филиал горного института и горный техникум, спортивный комплекс, два домостроительных комбината, два тепличных хозяйства, четыре животноводческих совхоза, кормящие город свежим молоком, птицефабрика, оленеводческий совхоз, аэропорт, ж/д вокзал, магазины, Дом Быта, рынок - вся инфраструктура работала, как часы.
В то время в Воркуте работало 13 шахт, расположенных по кольцу
Около каждой шахты был свой поселок, который назывался так же, как и шахта. Школа-интернат, куда направили Риту, была в поселке Промышленный. Поселок в свою очередь находился между шахтами Промышленная и Центральная. Центральная была даже ближе , чем Промышленная. В этом поселке много чего было в то время: огромная 15 школа с бассейном, крытый каток и спорткомплекс, ресторан, магазины, дворец культуры, стадион, поликлиника и наконец вспомогательная школа-интернат, куда и направили нашу Риту. Девочка на психолого-медико-пеагогической комиссии завалила все тесты из-за многих причин: здесь и слабая подготовка, следить за ее успеваемостью было некому, и перенесенный стресс. Так она и угодила во вспомогательную школу-интернат. Трехэтажное красивое сталинское здание школы, спальные корпуса, мастерские соединённые дорожками их конвейерной ленты - это все интернат. В школе было тепло, уютно. Через весь коридор и на втором и на третьем этажах лежала, радуя глаз, мягкая малиновая дорожка. На стенах картины с пейзажами, стенды, цветы в кадках и на подоконниках, красивые шторы. Высокие ослепительно белые потолки украшали круглые светильники. На первом этаже был спортзал и столовая.
Интернатская столовая - это отдельная песня. Удивительно добрые и умелые люди работали в ней. Кормили детей вкусно и досыта. Всегда у них была добавка для тех, у кого аппетит хороший. В СССР интернатских детей обеспечивали замечательно и питанием, и одеждой. На столах было всё самое дефицитное: фрукты, свежие овощи круглый год, свежая сметана (по полстакана), сыр, даже клубника и красная икра. А уж про борщи, рассольники, запеканки и сырники, пироги и ватрушки, компоты, какао, кисели и говорить нечего. Все было отменного вкуса и качества. У меня даже сложилось мнение, что детей из неблагополучных семей, таких как Рита, специально направляли сюда для того, чтобы отогреть и накормить обездоленных ребятишек.
Через неделю после того, как Рита приехала, в Воркуте резко наступила зима. Снег укутал заполярный город со всеми поселками и шахтами, набросил пушистое покрывало на ещё нарядную тундру. Всем школьникам, в том числе и Рите выдали теплую одежду.
Девочка не верила своим глазам, примеряя ласковую цигейковую шубку, такую же шапку и пимы: "Я как царица из сказки! А тепло-то как! Вот бы пройтись по своему поселку! Посмотрела бы на меня тетя Надя, Мария Федоровна, одноклассники и братишка Алешенька. Как он, где?" Ничего не знала о нём Рита. Воспитательница Надежда Ивановна пообещала написать в Сыктывкар, узнать, где находится Ритин брат Алёша.
В классе девочка была с первого дня на хорошем счету. Смышлёная, активная на уроках. Программа в коррекционной школе была, конечно, облегченная. Но Рита считала в уме хорошо, задачки решала слету, писать старалась аккуратно. В тетрадках по русскому языку ошибок хватало, хотя правила знала назубок. При нормальных родителях девочка вполне могла учиться в обычной школе (даже на четверки). Таких, как она, с диагнозом, поставленным наспех и необоснованно, было достаточно. Рита, как выяснилось, оказалась вполне себе бойкой девочкой, умеющей за себя постоять. Если бы не "психи", как говорили одноклассники, она была бы самой авторитетной среди девочек. Были у нашей Риты нервные срывы. Она могла по непонятной причине вдруг закинуть в лужу свои носки и рыдать при этом безутешно.
Уже шел ноябрь. В Воркуте началась нескончаемая суровая зима. Мела метель. Дети находились постоянно в школе. В спальные корпуса приходили после ужина, смотрели телевизор, умывались и укладывались спать.
И вот 11 ноября сообщили, что накануне вечером умер Леонид Ильич Брежнев. Много шуток и анекдотов ходило про этого очень неплохого человека. Никогда ни до, ни после него наши люди не жили так беззаботно и спокойно. Все были уверены в завтрашнем дне. С 12 по 15 ноября в стране был объявлен траур. Пятнадцатого были похо роны. Учебу в школах в этот день отменили. В школе-интернате детей усадили перед телевизором. Все смотрели трансляцию с Красной площади. На похоро нах присутствовали все главы стран соцлагеря и развивающихся стран, все до одного генеральные секретари компартий мира, и от всех стран, включая США, Англию, Францию - премьеры, президенты, короли и наследные принцы. Все прибыли проводить Леонида Ильича в последний путь. Здесь был и Фидель Кастро, и Индира Ганди, и Улоф Пальма , и Джорж Буш старший, бывший в то время вице-президентом. Да всех и не перечислить. Список нескончаемый. Вот так ценили и уважали лидера нашей страны. Дети у телевизора сидели тихо. Звучала траурная музыка. Только, когда раздался орудийный залп, знаменующий конец траурной церемонии, все вздрогнули. Потом говорили, что это гроб упал. На самом деле ничто не падало - это выстрелила пушка.
Рита смотрела на экран телевизора и вспоминала, как совсем недавно хоронили ее маму. "Надо сегодня тете Наде написать. Может быть ей что-нибудь про Алешу известно. Попрошу у Татьяны Николаевны конверт и напишу. Интересно, как там наш Хосьвосенька поживает?" После трансляции дети встали, отодвинули длиннющие скамьи назад к стенам и разошлись по классам. Рита взяла лист бумаги и старательно вывела на нем: "Здравствуйте, дорогая тетя Надя! Пишет вам Рита Снегирева. Я в Воркуте, в интернате. Здесь хорошо. Учителя и воспитатели добрые. С девочками класса я подружилась. Меня никто не обижает. Кормят нас хорошо. А как вы поживаете тетя Надя? Есть ли новости о Алеше? Где он? Как Хосьвось, помогает дом сторожить? Как я соскучилась по всем, по Алешке, по Хосьвосю, по вам, по нашей учительнице
Передайте ей от меня привет!
Рита."
Девочка сложила лист и пошла искать конверт.
Продолжение:
Начало: