Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший
Два художника, два немца, два «столпа» Северного Возрождения. Их можно сравнить, но не сравнивать, ибо они несравненны. Их объединяли искусство и жажда признания, но «разъединяли» жанры, стили и понимание того, что такое настоящий успех.
Они родились в Германии с разницей в один год, Дюрер – в Нюрнберге, Кранах – в Кронахе. Оба получили первые знания о живописи от своих отцов. Но первый влюбился по уши в гравюру и периодически «изменял» ей, создавая полотна: пейзажи – для души, алтарные картины и портреты – для заработка и славы. Второй остался верен живописи до конца своих дней, рисовал королей и их придворных, античные и религиозные сюжеты.
Они путешествовали, чтобы набраться опыта и впечатлений
По разным маршрутам и странам, но оба бывали в Италии и Нидерландах. Дюрер в Эльзасе познакомился с братьями прославленного художника Мартина Шонгауэра, освоил в их мастерской гравюру по меди и технику создания книжных иллюстраций. А Кранах отправился в Австрию, где изучал творчество… Дюрера. Да так усердно, что созданная им картина «Адам и Ева» долгое время приписывалась знаменитому нюрнбержцу.
Дюрер восхищался Джованни Беллини, Кранах – Леонардо да Винчи, но оба художника шли своим творческим путем. Первый превратил гравюру в произведение искусства, добиваясь с помощью тончайших линий максимальной детализации рисунков, на которых можно разглядеть буквально каждый волос, чешуйку на коре или прожилку на цветочном лепестке. Второй открыл для чопорных северян обнаженную натуру и, начав с классической Венеры, стал смело демонстрировать красоту женского тела на многочисленных картинах самоубийства римлянки Лукреции.
Они прожили в браке долгие годы
Кранах основал династию известных художников, просуществовавшую почти два века. Дюрер остался единственным и неповторимым. Но талант, предприимчивость и покровительство королей сделали их богатыми.
Дюрер первым осознал, что гравюра, в отличие от живописи, дарит художнику свободу выбора сюжетов и техники. Оттиски с его клише раскупались влёт, а подпись «AD» гарантировала качество. На заработанные деньги Альбрехт купил большой дом, где сейчас расположен его музей, путешествовал и даже устраивал себе «отпуск», чтобы написать трактаты по теории искусства, фортификации и подробную автобиографию.
«Праздник четок»
Один из его главных шедевров – «Праздник четок». В нем царит безудержная и красочная радость жизни, множество знаменитых персонажей – священников, королей, вельмож, донаторов, – не затеняют друг друга, выделяются характерами, чертами лица и жестами. Справа художник изобразил и себя – с распиской, что картину закончил в срок. Чувство юмора гению никогда не изменяло, как и стремление увековечить себя на многочисленных автопортретах.
«Голова Христа, коронованная терновым венцом»
Кранах одним из первых стал использовать идиллический пейзаж как фон для портрета и преуспел в «коммерческой» живописи, создавая в своей большой мастерской картины для богатых заказчиков. Он поставил на поток изображения златокудрых Венер и знатных дам в образе Юдифи с мечом и головой Олоферна, многочисленные «реплики» истории о старом ловеласе и куртизанке и благопристойные религиозные сюжеты.
Но самое сильное его произведение, психологически сложное, эмоционально тяжелое и художественно безупречное – «Голова Христа, коронованная терновым венцом». Достаточно увидеть глаза Спасителя, чтобы сказать: «Да, Кранах – гений».
Работы этих художников объединила выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения» (08.09.2023-29.10.2023, Тверь, Советская, 3), которая сейчас проходит в Тверской картинной галерее. Но кто главный ее герой – решает только зритель.
Автор: Лёля Городная