Найти в Дзене
Выставки и открытия

Бесплатно идем в подъезд «нехорошей квартиры» из «Мастера и Маргариты». Воланд здесь поселился навсегда

Оглавление

Это самый необычный подъезд во всей Москве. Не побывавший здесь явно «не в теме» и «дремучая темнота», но почему об этом не говорит никто? Я дам хронику чертовщины в этом парадном – верней, покажу хронику в картинках.

Но сперва расскажу, что и тут явно играют бесы, отводя от «нехорошей квартиры» народ.

Надо поделиться этой информацией, чтобы не бывавшие здесь не путались и не попадали «мимо лузы».

Где находится эта квартира?

Мемориальная доска на доме.
Мемориальная доска на доме.

Адрес той коммунальной квартиры, где жил писатель Михаил Булгаков с женой с 1921 по 1924 годы и которую выписал в романе «Мастер и Маргарита» как «нехорошую квартиру» мифического дома № 302-бис, на самом деле, хорошо известен:

Это город Москва, ул. Большая Садовая, дом 10 (проход через арку), 6-й подъезд, 4-й этаж, квартира 50.

Возле этого дома с подворотней, ведущей во двор к «нехорошей квартире», даже такой вот номер висит:

На вывеске - выдуманный Михаилом Булгаковым номер дома.
На вывеске - выдуманный Михаилом Булгаковым номер дома.

Именно в этой квартире № 50 этого дома сегодня находится государственный «Музей М. А. Булгакова» (официально: ГБУК г. Москвы «Музей М. А. Булгакова»).

Обращу ваше внимание, друзья, на важную деталь: «нехорошая квартира» № 50 писателя С. Булгаков с упомянутым музеем находится в глубине двора, в самом дальнем от подворотни 6-ом подъезде. Там же находится и тот знаменитый подъезд, картинки из которого я буду показывать.

«А в чем же бес?» – спросите вы.

А дело в том, что сразу после входа в арку двора, в самом близком от нее подъезде на первом этаже дома коммерсанты создали частный культурно-просветительский центр «Музей «Булгаковский дом» – и надо отдать им должное (в отличие от шестого подъезда с «нехорошей квартирой»), очень хорошо оформили вход, вывески, установили при входе впечатляющую статую – памятник Коровьеву и Бегемоту. Центр объединяет музей и театр им. М.А. Булгакова, ведет обширную культурную работу.

Памятник Коровину возле частного культурно-просветительного центра "Музей "Булгаковский дом". Фото автора, как и все фотографии статьи.
Памятник Коровину возле частного культурно-просветительного центра "Музей "Булгаковский дом". Фото автора, как и все фотографии статьи.

Камень в частный «Булгаковский дом» не кинешь – Михаил Булгаков такой писатель, что хоть в каждой квартире дома по улице Большая Садовая по музею открывай!

Но настоящая «нехорошая квартира» и одиозный подъезд, расписанный до потолка, не здесь, а в дальнем шестом подъезде.

Жертвы конкуренции

Как понимаете, расположенный на входе во двор конкурирующий музей, бывает, перехватывает посетителей, которые порой не понимают, что музеев в булгаковском доме два.

Вот типичная картина, произошедшая у меня на глазах в нынешнем октябре: хорошо одетый импозантный мужчина, читая вывески, ведет молодую даму знакомить ее с булгаковской фантасмагорией. И сразу по вывеске заворачивает к дверям «Булгаковского дома».

Ребята, – окликаю я их. – Если вы ищите «нехорошую квартиру», то это в другом подъезде, куда я сейчас иду.

И они сразу прилепляются ко мне. Позвонив по домофону наверх, мы попадаем в шестой подъезд, где парочку берет оторопь от настенной росписи. «Нехорошая квартира» № 50 находится на четвертом этаже, но рассматривать подъезд можно часами, глядя на рисунки, граффити, читая надписи.

И еще важная информация: на четвертом этаже посещение государственного «Музея М. А. Булгакова» платное. Но за посещение «картинной галереи» в подъезде, который является местом общего пользования, с вас денег никто не возьмет – тут бесплатная «Третьяковка».

Одно из первых сообщений про этот подъезд

В далеком уже 1991 году информационное агентство ТАСС из Москвы прислало по подписке (то есть за плату) в редакции местных газет вот эту фотографию подъезда, сделанную к 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова.

Снимок на фотобумаге, присланный информационным агентством ТАСС из Москвы в газету.
Снимок на фотобумаге, присланный информационным агентством ТАСС из Москвы в газету.

Фотоснимок был отпечатан на фотобумаге и послан был в обычном бумажном конверте, т. к. интернетом тогда и не пахло. Обращу внимание, что тираж этой фотографии, разосланной в мае 1991 года в газеты страны из Москвы, был всего 280 экземпляров.

Вот текстовка в этому снимку, набранная с имеющегося бумажного оригинала:

-5

Пиратский поход к «нехорошей квартире»

Естественно, переехав в конце 2001 года в Москву, я нашел дом на Большой Садовой улице и стал скрестись в подъезд с «нехорошей квартирой». Никаких музеев тогда не было и в помине.

Более того, подъезд от посторонних и художников был закрыт на нажимной кодовый замок – что впрочем, не спасало от «живописцев», которые уже более десятилетия (судя по текстовке к присланному в газету фото) делали свое черное дело, малюя стены, потолки, перила, ступени.

Но на кодовом замке подъезда ряд кнопок был отполирован нажатиями сотен пальцев. Я тоже нажал на полированные кнопки – и дверь в подъезд открыл. И подъездная «галерея» открылась глазам во всей красе, превосходящей фотографию 1991 года.

Автор той давней текстовки ТАСС был прав на 100%: «Воланд , с легкой руки писателя, прописался здесь играючи и, видимо, – навсегда».

Фотосъемка лета 2006 года

К тому времени я уже водил в необычную галерею подъезда «нехорошей квартиры» приезжавших ко мне «немосквичей».

Было заметно, что «живопись» с каждый разом обновляется: ее, видимо, время от времени соскребали и соскабливали со стен подъезда. Но «Воланд» знал, что «граффити не горят» – и, как чертик из табакерки, «галерея» в подъезде обновлялась раз за разом.

Какая же роспись без кота Бегемота! Фото автора.
Какая же роспись без кота Бегемота! Фото автора.
"Нехорошая квартира" слева на последнем четвертом этаже подъезда. Фото автора.
"Нехорошая квартира" слева на последнем четвертом этаже подъезда. Фото автора.

Кстати, где-то в середине 2000-х годов тогда под давлением общественности и почитателей романа «Мастер и Маргарита» «нехорошую квартиру» № 50 Булгакова открыли для посещений.

Фотосъемка 12 декабря 2017 года

В это время музей квартиры № 50 трещал от старых артефактов, типа чемоданов и зонтов довоенных советских лет.

Вещи довоенных лет в музее, в одной из комнат квартиры № 50. Снимок автора 2017 года.
Вещи довоенных лет в музее, в одной из комнат квартиры № 50. Снимок автора 2017 года.

Сюда потоком щли посетители:

Приходят молодые - возможно те, кто пишет на стенах.
Приходят молодые - возможно те, кто пишет на стенах.
Еще один из почитателей Булгакова.
Еще один из почитателей Булгакова.

Конечно, к тому времени подъезд был уже густо расписан, «живопись» заметно обновилась по сравнению с 2006 годом. Новые художники были, как говорят в народе, «резвее» прежних.

Росписи.
Росписи.
Окно тоже стало холстом художника.
Окно тоже стало холстом художника.

Заметен был уклон в сторону надписей. Они были везде – не только на стенах, но и на ступенях, перилах, дверях и т. д.

Не буду ничего комментировать. Сами смотрите.

Съемка 10 октября 2023 года

Ко времени написания этой статьи в чудо-подъезде настенная живопись осталась почти та же, что и в 2017 году.

Правда, обновили лозунг на стене.
Правда, обновили лозунг на стене.

В госмузее квартиры № 50, уже обновленном всякими техническими премудростями и экспозициями, я спросил, наконец, у немолодой сотрудницы насчет «галереи».

И услышал в ответ:

До 2011 года в подъезде с этими граффити боролись и смывали их. А потом решили оставить, как есть. Всё же это создает атмосферу.

– Значит, теперь ничего со стен подъезда не стирается?

– Нет, только добавляется новое.

Да, новое «художество» вписывают между прежними рисунками, мотивы всё те же: кот Бегемот, Воланд и его свита. Что-то вроде Маргариты,

Нарисовали на стенах большой портрет Булгакова.

И много девизов, лозунгов, заклинаний, даже стихов, написанных на стенах. Какие «Рублевы» это делают, в музее не могут сказать.

Ясно одно: «живописцев» и «живописи» будет прибавляться и дальше.

А это вместо резюме.
А это вместо резюме.

Корреспондент Сусанин.