Найти в Дзене
VarТехник

Уникальный Т-72А, который даст фору Т-72Б3

Оглавление

Как много написано о Т-72, а люди, хотя бы минимально интересующиеся современной бронетехникой могут назвать хотя бы базовые модификации. Среди них можно отметить Т-72 образца 1973 года, Т-72А, Т-72Б. Последние имеют множество подмодификаций… Т-72АВ, Т-72Б образца 1989 года, Т-72Б3… Однако, мне бы хотелось рассказать о Т-72АВ, который совсем чуть-чуть не успел на передовую и мог дать фору даже Т-72Б3.

Т-72АВ

Исходная машина является ничем иным, как модернизацией советских Т-72А образца 1979 года. Главной целью работ было повышение защиты от кумулятивных боеприпасов. Цель достигалась установкой динамической защиты «Контакт-1» на лоб корпуса и башни, их борта и крышу последней. В остальном, танк не претерпел изменений… Возросшая на 1 200-1 500 килограммов масса не сильно сказалась на мобильности, при том, что в Т-72А можно было установить форсированный В-84, вместо стандартного В-46 мощностью 870 и 780 лошадиных сил соответственно. При массе машины около 44 тонн, мобильность существенно улучшалась.

После развала СССР, Т-72А и АВ остались во многих странах, включая Россию, Беларусь и Украину. Последняя до конца 2021 года могла похвастать около 80 машинами обсуждаемой модификации. Но мало кто знает, что их планировали дорабатывать…

-2

Опыт Т-64БВ образца 2017 года

Главная проблема ранних украинских модернизаций танков заключалась в усилении защиты, при этом сильно страдала подвижность, надёжность ходовой части, а прицельные приспособления практически не менялись. Итог – «слепые» по современным меркам машины с сомнительной динамической защитой, которая делала из сравнительно лёгкого Т-64БВ (43 тонны) в перетяжелённый Т-64БМ (46 тонн). И пусть вас не удивляет вес, сопоставимый с Т-90А или Т-72Б3… Ходовая часть Т-64 не столь же вынослива, как у Т-72, что стало итогом низкой надёжности ходовой части. Стоит ли говорить о последствиях поломки в боевых условиях?

Т-64БВ образца 2017 года решал проблемы Т-64БМ «Булат» полностью пересмотренной динамической защитой… Вместо встроенного «Ножа», который весит около 3 тонн, поставили навесную модификацию, отличающийся массой. Она примерно равна «Контакт-1» при не худшей эффективности и гипотетической возможностью ломать кинетические боеприпасы. Кроме брони, изменили системы связи и навигации, внедрив стандарты НАТО, а наводчику дали тепловизионный прицел вместо базового активного «ночника», который больше вредил, чем помогал в реальных боевых условиях. Неизвестно, сколько Т-64БВ образца 2017 года успели выпустить, но их можно назвать действительно массовыми, в сравнении с Т-72АВ…

-3

Т-72АВ образца 2021 года

Т-72АВ 2021 года доработки практически повторял концепцию Т-64БВ с тепловизором. Улучшение прицельного комплекса, средств связи и защиты при меньших вложениях в сравнении с Т-72АМТ позволили в кротчайшие сроки улучшить все имеющиеся на передовой и складах Т-72А. Однако, этому не суждено было сбыться…

До февраля 2022 года успели произвести 4 танка, судьба которых неизвестна. От остальных Т-72АВ, новинку можно было отличить отсутствием прожектора «Луна». В остальном, внешне Т-72АВ образца 2021 года ни отличался от не улучшенных собратьев.

-4

Чем же такой Т-72АВ был лучше Т-72Б3? Как минимум средствами связи и тепловизионным прибором предположительно немецкой или французской разработки. При этом, их производили именно в странах НАТО, а ставили на Украине. Вероятнее всего, процесс модернизации осуществлял Киевский бронетанковый завод, который в наши дни фактически не работает.

Итог

Т-72АВ образца 2021 года действительно интересная и едва заметная машина на фоне не модернизированных коллег. Не подготовленный человек вряд ли сможет отличить модернизацию от советского варианта. Правда, экипаж танка тоже может внести путаницу, сняв прожектор со лба башни. Но главный плюс модернизации заключался не в маскировке среди себе подобных, а в тепловизионном прицеле. Потенциально, он мог превосходить аналог на Т-72Б3, правда проверить это на практике уже не удастся. До начала актуального конфликта было произведено всего 4 машины и их судьба достоверно неизвестна.

-5

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.