Введение
«Кармина Бурана» — это завораживающая кантата, написанная немецким композитором Карлом Орфом в середине 1930-х годов, основанная на средневековых студенческих песнях. Произведение сочетает в себе мощные хоровые пассажи, интенсивные ритмические структуры и глубокие эмоциональные переживания, отражающие радости и страхи человеческой судьбы. Создание «Кармины Бураны» отмечено уникальным подходом Орфа к музыкальной стилистике и оркестровке, что сделало её одним из наиболее узнаваемых и влиятельных хоровых произведений ХХ века. Расскажем об источниках вдохновения и работе композитора над кантатой.
1. Таинственный средневековый манускрипт
В основу идеи Карла Орфа лёг старинный немецкий манускрипт, найденный в 1801 году в библиотеке монастыря Бойерн в Баварии. Отсюда и произошло его название — "Песни из Бойерна" (Carmina Burana буквально переводится с латыни, как "Песни из Бойерна"). Первую страницу рукописи украшало колесо Фортуны с изображением богини Судьбы в центре.
Позже рукопись опубликовал Иоганн Шмеллер – немецкий германист и исследователь баварских диалектов. Исследовав манускрипт, он пришёл к выводу, что стихи принадлежат голиардам – странствующим поэтам, которые путешествовали по Центральной Европе. На это указывал язык большинства текстов – латинский, используемый в Средневековье среди образованных студентов, как язык межнационального общения. Некоторые песни и стихи были на писаны на диалектах среднемецкого и старофранцузского языков.
Всего в сборнике хранилось около 315 текстов:
- Песни назидательные и сатирические (Carmina moralia et satirica)
- Песни любовные (Carmina amatoria)
- Песни застольные (Carmina potoria, букв. Песни во время выпивки; шуточное «Богослужение игроков»)
- Театрализованные паралитургические представления (Ludi, букв. «игры»)
- Дополнения (Supplementum; песни на немецком языке; литургические драмы и др.)
Стихи представляют собой коллекцию песен, воспевающих актуальные для XIII века темы: изменчивость судьбы и благосостояния, непостоянство жизни, радость прихода весны, а также удовольствие от веселья, обильного застолья, игр на удачу и страстной любви.
2. Карл Орф и «Кармина Бурана»
Карл Орф (1895-1982) – немецкий композитор еврейского происхождения, которому удалось не попасть в опалу и выжить в нацистской Германии. Орф с детства, увлекавшийся средневековой поэзией, был поражён мощным ритмом и живостью текстов, изображением Фортуны на первой странице манускрипта. Композитор решил отобрать 24 текста из сборника для своего произведения. Сценическая кантата «Carmina Burana» была задумана как музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра.
На разработку партитуры у композитора ушло два года. Первым сочинением к будущей кантате стала композиция «О, Фортуна», величественное хоровое произведение, символизирующее непредсказуемость бытия. В кантате Орфа, Фортуна является центральной фигурой, вокруг которой вращается сюжет. В каждой части кантаты Орф обратился к различным аспектам человеческой природы: счастью, несчастью, удаче и злополучию, неожиданным поворотам судьбы, падению человеческого естества и возрождению.
Большая премьера сценической кантаты состоялась во Франкфурте-на-Майне 8 июня 1937 года, в разгар правления нацистского режима, когда большинство немецкой интеллигенции были вынуждены покинуть страну. 42-летний Карл Орф к тому времени был известен как педагог-новатор, не имевший славы большого мастера, преподававший игру на музыкальных инструментах детям. Премьера независимой от государства авторской «Кармины Бураны» принесло композитору неожиданную славу в стране, где многие деятели культуры были вынуждены прибегать к компромиссам и адаптироваться к сложному политическому климату нацистской диктатуры. Несмотря на это, кантата была отвергнута государственной комиссией как «дегенеративное искусство» из-за обращения к «примитивной» средневековой музыке и поэзии.
Позже Карл Орф, переживший нацистский режим и продолживший творить после войны стал одной из ярчайших фигур в немецкой музыке XX века. Его новаторский подход объединил языческие и фольклорные мотивы и «модернистский» подход, ставя в ядро произведений не симфонический оркестр, а первобытную магию ритма. Великий шведский режиссер Ингмар Бергман неоднократно отмечал, что кантата «Кармина Бурана» стала одним из главных источников вдохновения при создании легендарной философской притчи «Седьмая печать» (1957), рассказывающей о взаимоотношениях человека и судьбы.
3. Содержание и структура
Кантата не имеет чёткой сюжетной линии, построена на ассоциациях и связана воедино темой судьбы. Произведение открывает и заканчивает мощная увертюра «O Fortuna», которая устанавливает тон произведения и поражает зрителя драматической напряженностью и тревожностью, которая затем сменяется мягкостью и жизнелюбием. С помощью контрапункта и смены «демонической» музыки на «весеннюю», Орф двигается от эйфории к отчаянию, от бренности до праздности.
Особое значение Орф придаёт ритму, используя мощный ансамбль ударных инструментов, подчеркивая первобытную и церемониальную сторону музыки, создавая впечатление чего-то древнего и магического. В музыке прослеживается относительная простота и директивность, что придает ей особую силу и интенсивность. Контраст между мужскими и женскими голосами, хором и соло, между тихими и громкими пассажами, держит слушателя в напряжении до конца исполнения. Орф активно применял духовые и струнные инструменты, создавая яркую и насыщенную палитру звуков. Из-за ритмичности и латинского языка, образность музыки Орфа напоминает языческий праздник.
Краткое содержание основных частей "Carmina Burana":
- Fortuna Imperatrix Mundi (Судьба, Императрица Мира):
"O Fortuna": Хоровое произведение, олицетворяющее неизбежность и изменчивость судьбы.
"Fortune plango vulnera": Хор о том, как судьба причиняет страдания.
Fortuna Imperatrix Mundi (Судьба, Императрица Мира):
"O Fortuna": Хоровое произведение, олицетворяющее неизбежность и изменчивость судьбы.
"Fortune plango vulnera": Хор о том, как судьба причиняет страдания.
I – Primo vere (Весна):
Различные песни, описывающие приход весны и пробуждение природы.
Uf dem Anger (На лугу):
Сцены на природе: пляски, игры и веселье.
II – In Taberna (В таверне):
Песни пьяных монахов и гамблеров, отражающие веселье и беспутство.
III – Cour d’amours (Двор любви):
Эта часть описывает романтические и физические аспекты любви. Сюда входит известная песня "Dulcissime", где рассказывается о сильной страсти.
Blanziflor et Helena (Бланшифлор и Елена):
Песнь о двух символических персонажах, олицетворяющих красоту и чистоту.
Fortuna Imperatrix Mundi (Судьба, Императрица Мира):
"O Fortuna" звучит снова, завершая кантату, как напоминание о вечной и изменчивой природе судьбы.
Расскажите в комментариях, знакомы ли вы со сценической кантатой "Кармина Бурана", ваши впечатления от музыки Карла Орфа.
5 ноября в 19:00 в Московском Международном Доме Музыки: Солисты Большого Театра России, Капелла России им. А.А. Юрлова и Симфонический оркестр "Новая Россия" воссоздадут для вас первобытную магию ритма. 200 артистов на сцене, грандиозные хоровые пассажи, григорианские распевы и оркестр с мощными ударными погрузят зал в атмосферу колдовской музыки Карла Орфа.
Купить билет с 20-% скидкой можно здесь!
С нетерпением ждём вас!