Сегодня снова поговорим об уникальном железнодорожном подвижном составе. В центре внимания - импозантная автомотриса "Север" российского производства, которую почему-то не хотят закупать в РЖД, хотя разработка, на первый взгляд, "годная".
Если вы вдруг увидели на колее данные готичные формы, то вам невероятно повезло! Ведь это одна из редчайших единиц во вселенной, в целом, и в РЖД, в частности.
«Север» — серия специальных многофункциональных автомотрис, созданная АО «Фирма Твема». Чем же она так хороша и уникальна, кроме редкости?
И швец, и жнец, и на дуде игрец
По желанию заказчика Север может принять одну из пяти ипостасей!
- диагностический комплекс, или СУПДК (Самоходный Универсальный Путеизмерительно-Диагностический Комплекс для работы в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока) — платформа для размещения диагностических систем (ультразвуковых, магнитных, лазерных, радиолокационных и т. д.) различного назначения;
- комплекс вторичной диагностики и производства неотложных работ — предназначен для надёжного подтверждения и устранения выявленных неисправностей объектов инфраструктуры;
- инспекционная автомотриса — предназначена для инспекционных осмотров начальниками железнодорожных компаний, оборудована системами видеоконтроля, мониторинга и другим необходимым оборудованием;
- геологическая автомотриса — комплекс полного инженерно-геологического зондирования, диагностики балластного слоя и земляного полотна железной дороги; оснащается смонтированными на грузовой платформе краном-манипулятором, буровой установкой и комплектом бурового инструмента;
- грузопассажирская автомотриса — предназначена для комфортной перевозки путевых бригад численностью до 50 человек к месту проведения работ, может комплектоваться грузовой платформой с необходимым оборудованием (манипулятором и т. п.).
Про её технические характеристики и т.п. есть отличная статья в Вики, не люблю переписывать переписанное, кому надо - найдёт. Обращу лишь внимание на то, что мне более всего интересно.
Автор познакомился с поделием на международном транспортном салоне ЭКСПО 1520, который проходит на территории экспериментального кольца ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке. Внешний вид и красивая постановка приковывали к себе взгляды посетителей. Но, к сожалению, это не помогло компании-производителю. Уж не знаю, чем не угодил ПС РЖД, видимо, предприятие не попало в список лоббируемых, но с 2009 года выпускают их фактически по штуке в год. Но есть нюанс.
Вездесущая
Несмотря на малую серию (18 штук на 2023 год), мотриса присутствует почти на половине основных филиалов РЖД. «Московская железная дорога», «Северная железная дорога» , Дальневосточная ЖД, КрасЖД, ОктЖД, СвЖД, В-СибЖД, ЗабЖД и т.д. То есть при должной удаче увидеть поезд можно фактически где угодно.
Кроме того фирме-производителю удалось пробиться и на европейский рынок, что уже о говорит о многом. Железные дороги Сербии (ЖС) и словакии (ŽSR) заказали себе по одному экземпляру. Для российских компаний - редкость.
Также вагончик обладает экстраординарным дизайном. Видимо, создатели вдохновились главным антагонистом известной фантастической медиафраншизы - Дартом Вейдером. Большинство узнаёт его образ, даже если не смотрели Звёздные войны. Я вот не смотрел, но сразу возникла подобная ассоциация.
Есть такое безбожное направление в искусстве, как хуманизация - передача ключевых моментов от объекта к человеку, значит противоположный жанр будет называться антропоморфизация? Не припомню подобного. Возможно, создатели являются пионерами в данном распределении!
В общем, мотриса "Север", получает от меня 8 из 10 баллов Другого пути.
В РФ, кстати, дефицит дизельного пассажирского подвижного состава. Почему бы не сертифицировать её для пригородного движения, тем более вариант "с креслами" уже существует. Загадка. Хотелось бы как-нибудь на такой проехаться в качестве пассажира пригородного поезда.
В подготовке публикации использованы материалы с официального сайта АО «Фирма Твема».
Смотрите также про уникальный поезд "Дятел":
Другие записи по теме в подборке железнодорожье: