Найти тему

А Вы строили в детстве шалаши, рыли землянки в огороде? "Чёрная рука" и полусырое рагу – на костре))

Наше прекрасное СССР-ское детство и шалаши, построенные нами, детворой, – Вы имели такое Счастье?)

Мы всем двором и даже всею улицей не раз строили шалаши разной конструкции – из крепких веток, из ломаных кусков шифера, из досок, из старых покрывал и других больших тряпок.

Чаще мы всею кучей детей, с нашей улицы, сооружали себе временное общее жильё такое, которое было для нас попроще в самом строительстве)

Обычно – формой, как вигвам, вверху связывали ветки верёвкой, получался высокий, просторный внизу, конус.

"Пол" устилали травою или картонками.

-2

А длинною амброзией мы густо завешивали со всех сторон прорехи между ветками, привязывая вверху стебли этого бурьяна к основным в такой схеме палкам.

И сидели там, в шалаше, очень счастливые))

Имею в виду, примерно, такой шалаш, но наши всегда были зелёными, из-за свежего зелёного бурьяна, свисающего снаружи с верхушки "жилища" и по его "стенам")
Имею в виду, примерно, такой шалаш, но наши всегда были зелёными, из-за свежего зелёного бурьяна, свисающего снаружи с верхушки "жилища" и по его "стенам")

Бывало, что мы строили шалаш формой, как раскрытая и перевёрнутая книга.

-4

В таком, примерно, шалаше жил В.И.Ленин в Разливе, это мы знали из учебников – картина музейного шалаша помнилась чётко))

Слева от мемориала виден тот самый наш вариант: "Шалаш Ильича".

-5

У такого общего временного жилища приходилось поперёк добавлять заднюю стенку, чтобы при завершении нашего строительства шалаш не имел два входа-выхода.

-6

Но иногда мы вдруг все заморачивались, и получался у нас шалаш с плоской крышей, как настоящий домик.

В четырёх углах забивали в землю толстые палки, как-то умудрялись закрепить верёвками "перекрытия" между этими кольями, и накрывали шалаш вдоль и поперёк более тонкими палками/ветками, чтобы создать именно плоскую "крышу", и всё это опять же привязывали к 4-м кольям по углам.

И потом в ход, естественно, шла та же амброзия – она росла везде, была высотою больше нашего роста и замечательно подходила для завершающей стадии нашего строительства, "косметического ремонта" шалаша))

Сейчас дети, к сожалению, не исхитряются чуток вместе поработать и потом порадоваться таким мелочам, как общая временная, хоть и смешная, но – постройка.

Даже и близко я не нашла онлайн нужной мне картинки, увы.

На фото далее только плоская крыша напоминает тот наш шалаш, который был похож на огромный параллелепипед, – у нас будто коробка зелёная стояла в огороде.

Но крыша тут – именно плоская!
Но крыша тут – именно плоская!

Все наши постройки мы размещали на тех огородах, где уже было свободное место после уборки каких-то овощей.

А один раз мы вырыли огромную землянку!

Конечно, с помощью наших пап))

Форма довольно глубокой ямы напоминала букву "Г", а на краю нами был запланирован вход в землянку.

-8

Наши папы, которых мы притащили к будущей землянке, помогли нам выкопать эту яму поглубже, сверху на яму ещё и доски положили, краями – на землю, потом толью застелили (типа, рубероида) и сверху насыпали земли.

Остался небольшой лаз, то есть вход-выход, его мы накрывали куском фанеры, а сверху кидали сорванную заранее траву – маскировку же никто не отменял)

Наличие такого шикарнейшего объекта было поводом для великой нашей гордости, и это был строжайший секрет ребятни со всей нашей улицы.

Маскировка нашей драгоценной землянки, с помощью земли и амброзии, проводилась нами по наитию, так мы прятали её от детей с других улиц))

Это была наша уличная тайна – только наш секретный блиндаж!

-9

Наконец-то, мы набивались в землянку детьми чуть ли не со всей нашей улицы, хотя изредка разрешали самым близким друзьям с соседних улиц влезть туда вместе с нами, конечно же, взяв с каждого клятву, что никому не расскажут о нашем секретном блиндаже))

Потом мы все внутри сидели впритык на корточках или прямо на попах, подобрав свои ножки, коленками аж к ушам, ибо места было катастрофически мало))

Но это было так уютно!

Мы ведь настелили на земляной "пол" принесённые из дома картонки, а сверху – покрывала.

Если нашего мелкого народу собиралось за один раз очень много, то мы всё равно дружно и гордо влезали в землянку, и усаживались рядками очень плотно, чтобы все желающие поместились.

Аж коленки – за ушами, очень плотно размещались, всею нашей тусой))

Приносили из дома колбасу, сало, хлеб, помидоры и свечу, передавали в полу-темноте еду друг дружке – вкуснее бутербродов на свете не было!

Выручали фрукты и ягоды с деревьев и кустов, растущих на тех же огородах, где мы и вырыли свою землянку, и очень часто строили шалаши.

-10

А этих вкусностей там было немерено: яблоки, груши, абрикосы, вишни, крыжовник, красная и чёрная смородина, малина, сливы, шелковица!..

-11

Как всё это было волшебно, сказочно, таинственно!

А для свечи ж мы вырыли в стене землянки нишу, и в этой нише стоял и горел огарок, его и запрещённые для всех нас спички кто-то тайком утаскивал из дома.

Когда все втискивались в землянку, становилось темно, последняя ребятня закрывала собою лаз, потом ещё и задвигали на лаз большую картонку, и внутри света больше не было.

И потом все вспоминали о свечке, пытались в темноте её зажечь и установить в нишу, в стенке нашего "блиндажа".

Нет, чтобы заранее "свет включить"))

Кто-то локтем её не специально цеплял, свеча падала и тухла, все искали свечу между коленками и сандаликами на земле, потом искали спички...)))

А остальные сидели в темноте и начинали всё сильнее бояться!

И чего мы боялись-то?

Темноты, наверное))

-12

Когда слабый огонёк зажжённой, наконец-то, свечи чуточку освещал густо, впритык сидящих детей, всем нам становилось очень радостно))

Мы представляли себя героями-партизанами)

-13

С огромным аппетитом съев все наши припасы, мы долго хором пели все песни, которые знали:

  • "Бабка Любка" (Отчего ты стонешь, милый мой дедочек?..),
  • "Куба – любовь моя!",
  • "Взвейтесь кострами, синие ночи...",
  • "А львы смеялись...",
  • "В сиреневом садочке",
  • "Меня вчера укусил гиппопотам...",
  • "Чёрное море моё!",
  • "Ну, что тебе сказать про Сахалин?..",
  • "Долго будет Карелия сниться...",
  • "Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги...",
  • "И на Марсе будут яблони цвести...",
  • "Где-то на белом свете – там, где всегда мороз, трутся спиной медведи о земную ось...",
  • "Город Детства" (Где-то есть город, тихий, как сон, пылью тягучей по грудь занесён...),
  • "Я лезла на чердак, ты страховал...",
  • "Марш туристов" (Там, где змея не проползёт, и не найдёт дороги птица, турист всегда тропу найдёт, и ничего с ним не случится!..),
  • "Люди идут по свету...",
  • "Я ищу человека, синеглазого, среднего роста...",
  • "Ребята 70-й широты" (А нам не страшен ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты,..),
  • "Песня о Щорсе" (Шёл отряд по берегу, шёл издалека...),
  • "Там, вдали за рекой зажигались огни, в небе ясном заря догорала, сотня юных бойцов из будённовских войск...",
  • "По долинам и по взгорьям шла дивизия вперёд...",
  • "Морзянка" (Листок зелёный для меня возьми у тополя, в конверте лето доброй почте отнеси... / Четвёртый день пурга качается над Диксоном, но только ты об этом лучше песню расспроси...),
  • "В флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса...",
  • "Снова – осень, за окнами август, от дождя потемнели кусты...",..

И в каждой той песне слова были самыми добрыми, романтичными, счастливыми!

В нашей землянке мы пели всё, что любили петь наши, молодые тогда, родители, наши родные и модные "физики – лирики".

И эти песни были бесконечно красивыми, хотя, конечно, многие из них ещё пока были взрослыми для нас, но мы их знали наизусть!

Но вдруг мы все начинали понимать, что воздуха в землянке осталось очень-очень мало!

Последние, влезшие к нам, пацаны временно отодвигали картонку, и в лаз врывался свежий воздух.

Проветрив "помещение", картонку опять задвигали, и мы все снова погружались в построенную нами сказку.

И тут мы уже начинали по очереди рассказывать свои, любимые всеми, страшилки.

Особенно популярной была такая:

– "В одном чёрном-чёрном городе, на одной чёрной-чёрной улице..."

-14

"Добрая" такая была эта страшилка)))

Все замирали от страха, пока перечислялись и чёрный город, и чёрная улица, и чёрный дом, и чёрная квартира, и чёрная комната, в которой на чёрном-чёрном потолке висел чёрный-чёрный гроб, в котором и обитала эта страшная чёрная...

И вдруг кто-то один – всегда это был какой-то, наверное, очень смелый мальчишка – неожиданно и быстро в полутьме от свечи орал самую страшную концовку:

– "Чёрная Рука, отдай моё чёрное сердце!..")))

-15

С этой секунды каждому из нас становилось дико страшно, и все начинали толкать друг друга, и все орали, и этот общий страх, да ещё и в темноте землянки, мгновенно вырастал до глобальных размеров!

Какие же, всё-таки, дети глупенькие и наивные, но мы все сразу дико хотели каждый к своей маме))

И, главное, сначала все мгновенно желали оказаться на улице!

А это сделать было не так-то и просто, нас же набивалось в землянку много, и все сразу не могли выбраться на свежий воздух через единственный выход наружу, через наш лаз – туда, где светит солнце)

А встать было невозможно, наши папы ведь настелили поверху ямы доски, накрыли их толью и засыпали землёю, потому выход был один-единственный, и все на четвереньках в панике и в толчее рвались именно туда!

В темноте, со слабым светом от входа/лаза, все пищали, орали, толкались и, друг за другом продвигаясь к выходу на коленках, пулею выскакивали из землянки.

Страшнее всего было тем, кто – по глупости своей))) – залезал в землянку первым, они же сидели в самой глубине, в тупике.

Однажды и я радостно прыгнула вовнутрь в первых рядах, а потом не могла дождаться, когда станет посвободнее, и я смогу тоже выбраться наружу.

В этой общей топотне свечу сразу же опрокидывали, и она ведь гасла, так как её в панике давно уже локотками сбили на "пол" и затоптали сандаликами.

И ты сидишь, прижатая к земляной задней стенке землянки детьми перед тобою, трясёшься от страха и ждёшь, когда же станет светлее – после того, как вылезет наружу большинство твоих друзей, и только потом и ты тоже сможешь выскочить на воздух))

А "Чёрная Рука" будто была с нами в землянке!

На улице мы все начинали хохотать друг с друга, и никому не было стыдно за свою панику, потому что там, в темноте, особенно когда потухала свеча, задетая кем-то, каждому было, ну, очень страшно.

Позже я уже старалась в первых рядах в землянку не рваться – поближе к выходу было не так страшно, когда снова "приходила Чёрная Рука")))

-16

Это всё были наши уличные игры с соседскими детьми.

Так всё чётко сейчас вспомнилось, будто было это со мною, с нами всего лишь с месяц назад))

Классное у нас было Детство!

А сколько отдельных "своих комнат" строили мы с сестрёнкой или с подружками дома – в детской, в гостиной!

В ход шли стол и стулья, диван, простыни и одеяла, подушки и покрывала)

-17

Весело было в нашем детстве!

Зимою же, в мороз, все вместе мы сгребали снег, сооружая горку, утаптывали её дружно, и таскали из дома вёдрами воду, всего по пол-ведра, – маленькие ж мы ещё были, большинство из нас тогда ходили в начальные классы школы.

Поливали свою горку, и к вечеру по ней, уже покрытой ледком, друг за другом катились на санках или на картонках!

А однажды по нашей улице проезжал бульдозер, и добрый водитель так нас всех вдруг порадовал!

Остановился, повернул на огород, где мы трудились над очередной снежной горкой, собирая лопаточками снег в кучу или скатывая снег в комья, как – для Снежной Бабы.

Потом мы вкатывали эти комья на самый верх горки, а там мы их ломали ногами и растаптывали раномерным слоем по горке.

Тракторист/бульдозерист быстро сгрёб нам снега столько, что у нас получилась очень высокая и широкая горка, спасибо ему))

Он потратил несколько своих минут, чтобы запомниться всем нам на всю нашу жизнь!

-18

А ещё мы очень часто что-то пекли, жарили или даже варили на кострах – на тех же, убранных уже от урожая, огородах, рядом с нашими частными домами.

Куски хлеба, колбасы, сала, сардельки или сосиски – мы их нанизывали на прутики и держали над огнём костерка.

А потом, обжигаясь, смаковали поджаренный даже хлеб, и как же это было необыкновенно вкусно – да ещё и на свежем воздухе, когда забыли сбегать домой, чтобы пообедать)

-19

Но, бывало, мы и заморачивались: из нескольких кирпичей складывали подобие печки, между кипичами наваливали веточек, разводили костерок, а на кирпичи краями ставили сковороду или кастрюлю.

Тащили из дома масло и яйца, жарили общую яичницу-глазунью и потом до блеска вытирали хлебом масло со дна сковородки))

Мы, девчата, прям из сил же выбивались, показывая нашим мальчишкам, как много каждая из нас смыслит в кухонных делах, потому мы изредка готовили на костре ещё и вкуснейший омлет))

Варили в кастрюльке много вермишели, чтобы всем детям хватило, потом в неё добавляли ароматнейшую тушёнку, перемешивали...

Нарезали салаты из огурцов и помидоров, густо присыпали их нарезанными, тут же, с грядок сорванными, зелёным луком, укропом и петрушкой, плюс масличко...

Пекли картошку в золе костра и присыпали её крупной солью...

А ещё иногда просто наливали в мисочку душистого настоящего подсолнечного масла, которое за километр сногсшибательно пахло семечками, его бабушка с дедушкой иногда приносили с маслобойни/маслозавода, куда сдавали несколько мешков семечек подсолнуха, да и из магазинов тогда это масло пахло невозможно вкусно,..

И мы солили чуток это масло в миске, а потом все по очереди обмакивали туда печёную картошку или просто чёрный хлеб – в эту душистость!

Няямааа, цинус, по-другому и не скажешь)

-20

Однажды моя подружка объявила, что будем готовить овощное рагу.

Это было что-то новое, модное, непонятное, но мы ей поверили)

А наши пацаны бегали вокруг и хохотали, поменяв не всем тогда знакомое название блюда Рагу на Рога)

Мы накрошили овощей, и капусту ж тоже, добавили в кастрюльку воды, посолили, накрыли крышкой, и все уселись вокруг костра, начав ждать, когда же наше рагу на огне поспеет.

А к этому времени все уже проголодались, хотя домой никто уходить и не собирался, – все ждали Валюхино рагу.

Потом терпение у всех закончилось – кастрюльку тряпками сняли с огня, поставили на траву, уже сняли крышку и приготовились столовой ложкой расладывать по мисочкам новое блюдо...

-21

И тут вдруг нашу Валюшку через забор, с их двора, позвала её мама, тётя Рая.

Валя вскочила и побежала, но, тут же забыв о горячем рагу, по ходу своего пути к родной калитке, вступила ногой в кастрюльку с рагу, перевернула её!..

И заорала от горячего так, что перепугались все!

На ней же были х/б чулочки, и один мокрый горячий чулок жёг ей ногу!

Она его бегом скатала с ноги в трубочку, повесила на ветку дерева, снятый мокрый сандалик бросила около костра и побежала к маме.

Из перевернувшейся кастрюльки половина драгоценного нашего обеда/рагу выехало в траву и на землю, но мы с травы аж бегом собрали капусту, картошку – не пропадать же добру))

Вскоре вернулась Валя, и мы все уселись есть наше овощное рагу.

Все лопали рагу, и никто ни разу не сказал, что брезгует есть то, во что вступила Валькина нога в сандалике))

Овощи в рагу оказались ещё сырыми, но все проголодавшиеся уминали блюдо, с трудом прожёвывая, и я это помню очень чётко, сырую капусту, она была, как резиновая))

Одному из мальчишек что-то капнуло в миску, он поднял голову – над его головою висел мокрый от рагу Валюхин чулок, с которого стекала "подлива"...)))

Эти замечательнейшие воспоминания остались со мною навсегда!

Все просто немного отодвинулись от капающего с ветки подливою Валюхиного чулка и продолжили наш обед))

Мы пытались прожёвывать полусырые горячие овощи, заедая их хлебом, но никто не ушёл обедать домой – все с набитым ртом постоянно отпускали шуточки по теме Валюхиного мокрого чулка, висящего над нами на ветке, и все хохотали, продолжая шутить уже над резиновой капустой, старательно её же и прожёвывая))

Но как же это было вкусно!

Прошли десятилетия.

Дети мои хоть чуток, но застали-таки волшебное время из детства, когда они с друзьями безо всякого стеснения сооружали "штабики" на деревьях, и шалаши они тоже строили, послушав наши с мужем рассказы.

"Штабик")
"Штабик")

А, вот, внуков мне бесконечно жаль – увы, но многочисленные гаджеты и Интернет украли у них половину детского счастья.

Уверена, их поколение посмотрело бы на наши постройки свысока и пренебрежительно – это называется пресыщение, увы.

-23

Такое Детство, какое было у нас, есть величайшая драгоценность!

Мы очень счастливое поколение – всё это было в нашей жизни!

И помню я всё, будто это случалось со мною, действительно, всего лишь с неделю или с месяц назад!

А Вы в своём детстве играли в такие же игры?))

-24

(Иллюстрации – из свободного доступа в Сети-Интернет)