Боевой путь этого юнги был коротким - всего четыре месяца. Но уже за первый бой он получил орден Красной Звезды. Когда фашисты вывели из строя нашего сигнальщика, Александр заменил его. Умело корректировал огонь, предупреждал командира о повреждениях, которые нанесли фашисты советскому катеру. Было тогда мотористу Ковалеву всего 17 лет.
Настоящее имя юнги - Александр Филиппович Рабинович. Его родителей арестовали во времена ежовских "чисток". Александра взяла в свою семью тетя, талантливая переводчица Рита Райт-Ковалева. Муж ее был подводником и сумел привить Саше любовь к морю.
Но в Соловецкую школу юнг "сыну врага народа" Рабиновичу путь был закрыт. Тогда муж тети решился на подлог. Он предложил подростку воспользоваться данными юноши, который поступал в школу годом ранее, но провалился. Мальчик начал новую жизнь с чистой анкетой, но под чужим именем - Александра Ковалева.
Он учился на "отлично". Получил специальность моториста и назначение на эсминец "Громкий". Судно занималось сопровождением транспортов. Но Ковалев хотел активной борьбы с немецкими оккупантами.
Он с первых дней писал рапорты, мечтал перевестись на торпедный катер. Добился своего, перешёл на ТКА-209, участвовал в 14-ти (по другим данным - в 20) боевых операциях. После первого боя сослуживцы стали относится к юнге с уважением. Ковалев тогда не растерялся - хладнокровно, быстро, точно докладывал, о падении немецких снарядов, помогал уклоняться от них. Занимался корректировкой огня по противнику. В результате нашим морякам удалось потопить вражеское судно. Командовал маломерным кораблём будущий Герой Советского Союза Анатолий Иванович Кисов.
7 мая 1944 года отправились в базу в Пумманках. На следующий день атаковали два головных немецких сторожевика, идущих перед группой вражеских кораблей. Оттуда ответили огнем. ТКА-217 был поврежден, потерял ход. За счёт маневров Кисова удалось уклониться от повреждений и под прикрытием дымов спасти всю команду ТКА-217.
Маломерный корабль всё же попал под бомбовый удар с самолётов. Случайно или намеренно, но на них вышли три Фокке-Вульфа. Юнга Ковалев, обнаружив повреждение коллектора мотора, заткнул пробоину ватником, прижал ее собственным телом. Его обжигала адская смесь из горячей воды, масла, бензина температурой в 70 градусов. В любой миг можно было ждать взрыва охлаждающегося мотора. Помог моторист Мысловский со спасённого катера. Он подлатал мотор, катер сохранил ход. Появились наши самолёты, отогнали "фоккеров". В обшивке катера насчитали не меньше 350 пробоин. Вырвались и спаслись команды двух катеров благодаря Сашке.
Юнгу Ковалева, получившего сильные ожоги, решили доставить в ближайший госпиталь. Его тело обработали машинным маслом - других средств не имелось. Парня разместили на палубе своего катера, чтобы обдувало ветром. Так ему было легче.
9 мая, при движении к базе ремонта (где имелся и госпиталь), на палубе торпедного катера ТКА-209 взорвалась немецкая фосфорная головка снаряда замедленного действия, застрявшего после прошлого обстрела в переборках. Огонь перекинулся на бензиновые цистерны, которые находились в корме. Катер затонул. Команду успели эвакуировать на транспорт сопровождения. В суматохе не увидели, что Ковалёва выкинуло взрывом за борт. Когда заметили, было уже поздно.
За героизм и спасение товарищей Александр Ковалёв (Рабинович) посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.