В первой части нашего путешествия — Диего Веласкес: открывая тайны великого художника — мы узнали о формировании таланта молодого художника под опекой Франсиско Пачеко. Теперь же настало время погрузиться в следующий акт жизни Веласкеса и узнать, как судьба свела его с королем Филиппом IV.
28 серия
Молодой и амбициозный Диего Веласкес, очевидно, по подсказке своего теперь уже тестя, Франсиско Пачеко, в 1622 году решает отправиться в Мадрид. Здесь он находит покровительство одной из самых влиятельных фигур испанской духовной жизни своего времени — Луиса де Гонгора. В результате Веласкес создает знаменитый портрет Гонгора. Этот художественный шедевр относится к одним из самых ранних портретов Веласкеса, я вам его непременно покажу ещё на канале во всех деталях.
Однако, несмотря на амбиции и талант, с первого захода в Мадриде не всё получилось, и Веласкес вынужден был вернуться в родную Севилью.
Но вскоре, буквально спустя год, его решимость возвращается с новой силой — он вновь отправляется в испанскую столицу. И на этот раз всё складывается самым наилучшим образом.
Неизвестно, кто именно представил Диего Веласкеса королю, возможно, это был Луис де Гонгора, или, возможно, первый министр... но кто-то должен был сначала предстать Веласкеса первому министру — Гаспару де Гусману. Известный как граф-герцог де Оливарес, первый министр был весьма влиятельной фигурой испанского двора и чрезвычайно близким советником короля. Его политическое влияние было настолько велико, что его часто называли всесильным фаворитом короля, и он фактически управлял Испанией на протяжении многих лет, до своей катастрофы в 1643 году. Важно отметить, что де Оливарес проявил особую благосклонность к Веласкесу.
Каким бы путем это не произошло, но в 1623 году Веласкеса представляют королю. И король поручает Веласкесу написать свой портрет, который, к сожалению, до нашего времени не сохранился. На момент их встречи король был молод, на шесть лет моложе самого Веласкеса, но уже вступил в должность — это Филипп IV, внук Филиппа II и правнук императора Карла V. Они более не разойдутся, их связь останется прочной до самой смерти Веласкеса, Филипп IV пережил художника.
После этой первой встречи Филипп IV назначает Веласкеса королевским живописцем. И это было весьма серьезным достижением, особенно учитывая роль цеховой системы для мастеров того времени. Став художником короля, Веласкес вышел за пределы этой системы и, по сути, освободился от её ограничений. Может быть, он оставался связанным в других аспектах, но в этом смысле он был свободен.
Карьера Веласкеса развивалась блистательно: начал он как живописец короля, затем стал камергером, после этого получил почётное звание гардеробмейстера, а в заключительные годы своей жизни управлял всеми церемониями двора. В 1659 году, незадолго до смерти Веласкеса, король произвёл его в рыцари Ордена Сантьяго. Вступление в этот орден имело огромное значение для знатных семей в Испании. Веласкес тоже настойчиво и долго стремился к этой чести, и, наконец, достиг её, правда после многих проволочек. Таким образом, все почести и все должности, каких можно было достичь, Диего Веласкес достиг.
Продолжение следует...
На сегодня, пожалуй, всё — но не расстраивайтесь, ведь самое интересное только начинается! В следующей статье мы продолжим исследование жизни Веласкеса и узнаем о его встрече с великим мастером Питером Паулем Рубенсом, а также его поездках в Италию и последних годах жизни. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить следующую статью. Большое спасибо за вашу поддержку, и до скорой встречи в мире Диего Веласкеса!