Найти в Дзене

Высшая точка мастерства Веласкеса: интриги, встреча с королем живописи и неожиданный уход

Оглавление

29 серия

Хотя Диего Веласкес и удостоился звания королевского живописца, его творческий путь был далеко не гладким. Потому что другим тоже хотелось. Завистники, которых в искусстве бывает не меньше, чем в других местах, заявили, что он вообще кроме того, что писать головы, ничего не умеет. Тогда Веласкесу пришлось написать большую картину: произведение изображало изгнание мавров из Испании и стало его первым ответом на интриги. К несчастью, это творение было утрачено в пожаре в 1734 году. А затем он начинает писать и другие картины. Одна из наиболее известных этого периода — «Триумф Вакха» (также известная как «Пьяницы»), которая положила начало целому циклу мифологических произведений.

«Триумф Вакха» («Пьяницы») Диего Веласкес 1628-1629 годы
«Триумф Вакха» («Пьяницы») Диего Веласкес 1628-1629 годы

Встреча с Питером Паулем Рубенсом

В 1630 году сбылась мечта Веласкеса: король, наконец, согласился отпустить его в Италию. Надо учесть, что ещё в конце 20-х годов произошла встреча, которая для Веласкеса имела невероятное значение. В Мадрид прибыл Питер Пауль Рубенс — непревзойденный мастер своего времени, король живописи. На тот момент не существовало художника, более влиятельного и великого, чем Рубенс.

За несколько лет до того Рубенс пережил глубокую личную трагедию — ушла из жизни его первая жена Изабелла Брант, которую он очень любил. И это была такая травма, что он на время оставляет свою процветающую мастерскую, заваленную самыми выгодными заказами, и не зная, чем себя как-то отвлечь, принимает дипломатические поручения. Связаны они были с необычайно сложной ситуацией между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами. Это стало для Рубенса своеобразным бегством от боли.

«Автопортрет с Изабеллой Брант» Питера Пауль Рубенс  около 1609 года
«Автопортрет с Изабеллой Брант» Питера Пауль Рубенс около 1609 года

Вот там, в Мадриде, молодой Веласкес проводит Рубенса по королевским собраниям, демонстрируя ему великолепие искусства. Вероятно, два мастера обменивались идеями и вдохновляли друг друга: скорее всего, именно Рубенс посоветовал Веласкесу непременно побывать в Италии.

Итальянская поездка и её влияние на творчество Веласкеса

Так или иначе, Веласкесу удается на время освободиться от бремени придворных обязанностей и отправиться в волшебную Италию. Он побывал в Риме, он побывал в Венеции, увидел великих венецианских колористов. Италия стала источником вдохновения для Веласкеса, и его живопись изменилась в результате этой поездки. В картинах появились новые краски и тонкие светотени, которые художник увидел, исследуя итальянское искусство.

В Италии Веласкес создает несколько картин, одна из них, к сожалению, исчезла, оставив лишь полулегендарные сведения. Другие произведения этого периода поражают своей необыкновенной красотой. В частности ещё один мифологический сюжет — «Аполлон в кузнице Вулкана» — тоже очень интересное произведение.

«Аполлон в кузнице Вулкана» Диего Веласкес 1630 год
«Аполлон в кузнице Вулкана» Диего Веласкес 1630 год

Жизнь испанского двора и долгожданный наследник

Когда Веласкес вернулся в Испанию, его ожидали новые многочисленные задания. Жизнь испанского двора, сумрачная и изнурённая церемониалом, который был расписан до последнего движения и отточен до мельчайших деталей, внезапно пронзилась лучиком новой радости и надежды в облике младенца — наследника престола, принца Бальтазара Карлоса. Рождение мальчика стало событием крайне важным для королевской семьи. Ведь первая супруга Филиппа IV родила пятерых дочерей подряд, которые подряд и умерли. А теперь родился мальчик — продолжатель всей линии испанских Габсбургов. Вот он на портретах Веласкеса: очаровательный Бальтазар Карлос, светоч и надежда двора Испании. Забегая вперед скажу, что ему не суждено было стать королем, Бальтазар Карлос умер молодым. Но пока что он есть.

«Портрет инфанта Бальтазара Карлоса с карликом» Диего Веласкес 1631 год
«Портрет инфанта Бальтазара Карлоса с карликом» Диего Веласкес 1631 год
«Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме» Диего Веласкес 1635 год
«Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме» Диего Веласкес 1635 год
«Портрет принца Бальтазара Карлоса» Диего Веласкес 1640 год
«Портрет принца Бальтазара Карлоса» Диего Веласкес 1640 год

Кроме того, Веласкесу приходится заниматься оформлением королевских дворцов. Это не просто украшение — это создание сценария, дизайна, как теперь бы мы выразились, для вновь возводимых дворцов и загородных резиденций. А также нужно было писать портреты, которые служили важными подарками от короля и отправлялись в различные уголки страны. Веласкес многократно изображал короля Филиппа IV, графа де Оливареса, Бальтазара Карлоса. Интересно, что художник порой даже создавал воображаемые портреты предков. Например, портрет Филиппа III потребовался для реализации идеи: в одной из зал собрать серию портретов королевской семьи.

«Конный портрет Филиппа III» Диего Веласкес 1634-1635 годы
«Конный портрет Филиппа III» Диего Веласкес 1634-1635 годы

Для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV Веласкес написал картину «Сдача Бреды». Она тоже была написана для дворца. Картина изображает сцену передачи ключей голландского города Бреды его губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле. Веласкес лично знаком был со Спинолой, они даже вместе находились в Италии. В результате главнокомандующий на картине предстает перед зрителем очень живым и реалистичным, так как автор изображает знакомого ему человека.

«Сдача Бреды» Диего Веласкес 1634-1635 годы
«Сдача Бреды» Диего Веласкес 1634-1635 годы

В период 30-40-х годов Веласкес главным образом занят королевскими делами и созданием портретов. Однако к концу 40-х годов его придворные обязанности становятся всё более важными, и у него остается все меньше времени на живопись. Внешнее благополучие — это палка о двух концах — Веласкес не может заниматься своим собственным делом.

Тем не менее, ему удается как-то находить возможности для творческой деятельности. Веласкес жаждет продолжить свои исследования итальянского искусства. Долгое время это стремление остается всего лишь мечтой, но в конце концов алчность Филиппа IV к искусству делает своё дело. Король поручает ему поехать в Италию для закупки итальянского искусства, античных и западных произведений искусства, в том числе венецианцев. Филиппу IV хочется иметь Тинторетто, хочется иметь Тициана. Картины Тициана уже были в королевских собраниях, заказанные ещё Карлом V, однако стремление короля расширить коллекцию позволяет Веласкесу вновь отправиться в Италию.

Он пробыл там довольно долго, не торопясь возвращаться. Король даже его торопил, но он всё задерживался и задерживался. Поручение было выполнено: Веласкес привез и отправил в Испанию много художественных ценностей. В то же время он продолжал изучать итальянские собрания и написал несколько картин, включая один из его великих шедевров — портрет тогдашнего папы Иннокентия X.

«Портрет папы Иннокентия Х» Диего Веласкес 1650 годы
«Портрет папы Иннокентия Х» Диего Веласкес 1650 годы

По возвращении в Испанию в 50-е годы у Веласкеса происходит настоящий всплеск творческой энергии. Это совпадает с тем периодом, когда он становится главным церемониймейстером двора, и на нем лежат бесчисленные обязанности. Тем не менее, именно в это время, после второй поездки в Италию, он создает свои самые лучшие произведения. Пожалуй, самая знаменитая картина Веласкеса — «Менины» — создана им тоже в этот период.

«Менины» Диего Веласкес 1656 год
«Менины» Диего Веласкес 1656 год

Веласкес творит шедевр за шедевром: он пишет картину «Пряхи», изображая королевскую мастерскую по созданию гобеленов. Это большая композиция с очень интересным и богатым подтекстом.

«Пряхи» Диего Веласкес около 1657 года
«Пряхи» Диего Веласкес около 1657 года

Неизвестно точное время, но вероятно около 50-х годов, он написал единственный в испанском искусстве XVII века обнаженный женский образ — «Венеру с зеркалом». Испанская традиция этого не допускала, но Веласкес, как королевский живописец, смог себе это позволить.

«Венера с зеркалом» Диего Веласкес около 1647-1651 годов
«Венера с зеркалом» Диего Веласкес около 1647-1651 годов

Итак, Веласкес, которому за пятьдесят, находится в буквально блистательной форме творческих сил, это несомненно высшая точка его мастерства как живописца.

Трагический финал

Тем не менее двор требует своё — в 1660-м году, по случаю неких свадебных торжеств, Веласкес должен был отправиться на север, на остров посреди реки Бидасоа, где должны были пройти главные церемонии. Ему предстояло подготовить всё: резиденцию для короля, резиденцию для королевы, резиденцию для гостей, а также для невесты. Он активно включился в организацию мероприятий, так как это входило в его должностные обязанности. Конечно, о живописи не могло было быть и речи. Веласкес очень устал, а когда вернулся в Мадрид, то вскоре захворал странной лихорадкой. И вопреки стараниям королевских врачей, Диего Веласкес покинул этот мир. Так прервалась его карьера, которая могла бы ещё продолжаться и стать ещё более замечательной, несмотря на то, что ему было чуть за шестьдесят.

Диего Веласкес завершил свой земной путь 6 августа 1660 года, однако наследие великого мастера осталось вечным. Перешагивая границы времени, его творения продолжают вдохновлять исследователей искусства, художников и ценителей во всем мире — таких же как вас, уважаемые читатели. Благодарю за внимание и очень буду рада вашей подписке и лайкам.

28 серия Королевский живописец: как Диего Веласкес покорил короля Испании Филиппа IV⬅️|➡️30 серия Рембрандт ван Рейн — «Голландский ответ Веласкесу»