Найти тему

Диего Веласкес: открывая тайны великого художника

Оглавление

Диего Веласкес — великий художник, чье имя украшает вершину испанской школы живописи XVII века. В этой серии статей мы детально рассмотрим его творчество и раскроем тайны удивительной биографии. Начнем с краткого обзора жизни художника, который позволит нам в дальнейшем лучше понять и оценить его творчество.

27 серия

Фрагмент картины «Менины» Диего Веласкес 1656 год (автопортрет художника)
Фрагмент картины «Менины» Диего Веласкес 1656 год (автопортрет художника)

Формирование таланта

Полное имя художника Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. Родригес де Сильва — это фамилия его отца, однако, как было принято в Испании, первый сын мог взять также фамилию матери — Веласкес. Именно она стала художественным псевдонимом Диего и осталась в истории искусства.

Родился Веласкес 6 июня 1599 года в Севилье. Уже в раннем возрасте он проявил склонность к рисованию. И отец, осознав талант Диего, в возрасте примерно 11 лет отправил сына в ученики к Франсиско Пачеко — известному художнику, поэту и интеллектуалу. Согласно правилам того времени был составлен договор об обучении, который гарантировал, что Пачеко обязуется содержать мальчика в своем доме, обеспечивать его питанием и одеждой, а также обучать рисованию. И Франсиско, несомненно, выполнил свои обязательства с блеском, положив начало великой карьеры будущего живописца. Мастерская Пачеко стала для Веласкеса не только местом обучения рисунку, но и настоящим центром интеллектуальной жизни. В доме Пачеко собирались поэты, гуманисты и мыслители со всей Севильи, создавая богатую атмосферу обмена идеями. Поэтому можно утверждать, что Франсиско питал Диего не только физически, но и духовно. Учитель обеспечивал юного художника качественной и разносторонней духовной пищей. Это оказало глубокое влияние на Веласкеса и помогло будущему художнику сформировать способность вдохновляться разнообразными источниками. Его творчество соединяет в себе два иногда далеко лежащие в искусстве полюса: непосредственную художественную интуицию и богатство визуального выражения с очень сложным интеллектуальным подходом. Всё это можно проследить в живописи Веласкеса.

«Венера с зеркалом» Диего Веласкес 1644-1648 годы
«Венера с зеркалом» Диего Веласкес 1644-1648 годы

Загадки биографии

Боюсь, мне придется разочаровать читателей — сведения о жизни Диего Веласкеса необычайно скудны. Исследователям приходится буквально выковыривать детали его биографии по крохам из разных документальных свидетельств. Единственное, что связывает эти крохи в более или менее единую цепь — это книга самого Пачеко, в которой он рассказал о Диего Веласкесе. И кроме того, есть ещё одна книга, можно сказать, записки, где тоже кое-что рассказывается о жизни художника. Его собственных документов никаких нет. До наших дней дошли всего лишь два письма, написанные самим Веласкесом. Эти документы являются редкими артефактами. Если сравнивать с изобилием дневников Рубенса, Делакруа и других художников, то можно сказать, что Веласкес был необычайно молчалив. Вероятно, он написал больше писем, но до нас больше ничего не дошло.

Давайте вернемся в мастерскую Пачеко и рассмотрим работы, которые юный Веласкес создал в этом творческом окружении. Эти работы обещали многое и уже на том этапе выделялись среди других.

«Двое юношей у стола» Диего Веласкес около 1618 года
«Двое юношей у стола» Диего Веласкес около 1618 года
«Старуха, жарящая яйца» Диего Веласкес около 1618 года
«Старуха, жарящая яйца» Диего Веласкес около 1618 года
«Водонос из Севильи» Диего Веласкес около 1622 года
«Водонос из Севильи» Диего Веласкес около 1622 года

В начале своего художественного пути Веласкес занялся так называемым жанром «бодегон», имеющим испанские корни (исп. bodegón от bodega «трактир, харчевня»), и также сильно вдохновленный Караваджо и караваджизмом. Этот жанр включал в себя бытовые сцены, но более того молодой Веласкес пишет картины на религиозные сюжеты, которые он тоже будет интерпретировать в жанровом духе. Эти работы заслуживают особого внимания и ещё будут ещё рассмотрены более детально на канале позднее.

 «Христос в доме Марии и Марфы» Диего Веласкес 1618 год
«Христос в доме Марии и Марфы» Диего Веласкес 1618 год

В 18 лет Веласкес сдает экзамен и получает право на звание мастера, то есть право открыть собственную мастерскую, иметь учеников, продавать свои картины и все составные права цехового мастера. На следующий год он женится на дочери Пачека, которую звали Хуана. Это была распространенная практика — жениться на дочери мастера, особенно если у учителя не было сына, тем самым мастерская и всё наследие переходило лучшему ученику. То есть оставалось в руках семьи. Хуана была молода, на три года младше Веласкеса, ему было 19, а ей 16. С тех пор Веласкес начал свою самостоятельную жизнь и карьеру.

Продолжение следует...

Шедевры Веласкеса переносят нас в эпоху Золотого века Испании, открывая уникальный мир искусства и культуры. Созерцать его картины — это как вдохнуть жизнь в историю, ощутить ее красоту и величие. Приглашаю вас присоединиться к исследованию жизни и творчества Диего Веласкеса. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые серии!

26 серия «Я покажу вашей светлости, на что способна женщина» - Артемизия Джентилески⬅️|➡️28 серия Королевский живописец: как Диего Веласкес покорил короля Испании Филиппа IV