Найти тему
Знаки и люди

Не возлюби себя в искустве

Уходить надо вовремя

Чурикова в молодости
Чурикова в молодости

По первой моей профессии я актриса. Мое театральное прошлое постоянно вызывало интерес коллег, где бы я ни работала. Оно быстро становилось известно коллективу, потому что было вписано в трудовую книжку "специальность АКТРИСА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА". Я уже много лет имела диплом МГУ с записью " литературный сотрудник газеты, журнала", но из трудовой книжки слов не выкинешь. У кадровиков поднимались брови, когда они открывали мой документ, и через некоторое время весть о том, что в отдел экономики  пришла работать актриса, расползалась по кабинетам.

Смотрели на меня первое время, как на экспонат кунсткамеры, а уж какие вопросы задавали!... Редакторша районной газеты, куда я устроилась, еще будучи студенткой Университета, как-то прижала меня подшивкой газет к стенке и с блеском в глазах спросила: как это, с чужими мужчинами целоваться? Почему-то это ее очень интересовало. Было в этом вопросе что-то гаденькое, нацеленное на то чтобы меня обидеть. Но я сделала непроницаемое лицо и объяснила любопытной дамочке, что если бы на сцене целовались по-настоящему, это было бы расценено как приставание на рабочем месте, за что можно было и схлопотать, а потом ни у кого нет желания измазаться гримом. Есть простой прием изобразить поцелуй : приложится губами к углу рта под нижней губой. 

   -- И все? -- дамочка была разочарована. 

   ...Поначалу мне приходилось доказывать, что я чего-то стою как журналист. Постепенно народ привыкал к моей первой экзотической профессии. И все же, разомлев от чая с пряниками в обеденный перерыв, мои коллеги доверительно спрашивали:

  -- Ну скажи честно, почему ты из театра ушла?  

Почему-то им трудно было поверить, что ушла я от театральной рутины, бытовой неустроенности, бедности, от зависимости от режиссеров-самодуров и вообще от пошлости провинциальной театральной жизни. Впрочем, что они о ней знали? Поэтому я просто пожимала плечами: не судьба! Как им было объяснить, что уже на третьем курсе театрального училища я поняла, что занимаюсь не своим делом. Я успешно переходила с курса на курс, у меня были хорошие отметки на экзаменах, единственную девушку на курсе, меня пригласили работать сразу в два театра, но мне было не по себе - не мое! 

    Заставила меня убедиться в этом окончательно Инна Чурикова, когда вышли ее первые фильмы "В огне брода нет", "Начало", "Старшая сестра", ну и фееричный "Морозко". Я поняла, что никогда не смогу сыграть также, как она. Всесоюзная известность подняла молодую актрису на олимп славы. До нее не дотянуться. А раз так, незачем и стараться. Глебов Панфиловых (режиссер, муж Чуриковой) на всех молодых актрис не хватит, он такой один. А значит шансов на успех мало.

   Инна Чурикова была великолепна во всех фильмах, если играла характерные роли то или лирических

героинь.

"Военно-полевой роман".       Чурикова в 2023 г.
"Военно-полевой роман". Чурикова в 2023 г.

Она хороша в "Ребре Адама", "Плаще Казановы", в "Мюнхаузене", "Военно-полевом романе". Не могу оторвать от нее глаз в сцене, когда они с сыном поют песню вечером после ресторана в фильме "Курьер". Это один из моих любимых фильмов. Нежные, нелепые, страдающие героини Чуриковой -- это смех сквозь слезы.

"Морозко"
"Морозко"

Наверное, если бы она сделала в кино только это, было бы достаточно, чтобы признать ее выдающейся актрисой современности. Это при ее некрасивом лице, миловидном только в юности, улыбке, оголяющей десны, изможденной худобе в зрелые годы. Талант освещал все ее существо, делал счастливыми нас, зрителей как будто наперекор Госкино, запретившему снимать Чурикову как непригодную для кинематографа актрису. И вдруг пошли фильмы, которые заставили удивиться ее выбору. Чурикова как будто бросила вызов амплуа, которое к ней приклеило киноначальство: некрасивая, нефотогеничная, но обаятельная характерная актриса. Отбросив советские запреты Чурикова буквально упала в объятия кино, как бы наверстывая упущенные годы. Все можно, все дозволено! Цензура канула в прошлое. В это странное время -- 90-е, 2000-е годы -- актеры и режиссеры пустились во все тяжкие. Вдруг резко обрушился кинематографический и театральный вкус. Вакханалия так называемого "авторского кино" выплеснула на поверхность пену непотребщины, а то и откровенной похабщины. Причем, окунулись в эту грязь некоторые маститые актеры и режиссеры. Так появились на свет низкопробные комедии "Ширли-мырли", "Курочка Ряба", исторические "Виват, Анна Иоановна", и прочие поделки. И самое грустное, что в их создании приняла участие Инна Чурикова, актриса, на чьих работах выросло несколько поколений россиян! К чести сказать других наших мэтров -- Олега Басилашвили, Татьяны Дорониной, Екатерины Васильевой, Людмилы Гурченко и прочих они достойно пережили лихие времена в искусстве, не запачкали себя низкопробной кинопродукцией. Что же случилось с Чуриковой?

     В недавнем интервью актер Иван Дунаевский, снимавшийся с Чуриковой в "Курьере", на вопрос, какая она была за пределами съемочной площадки, ответил: заносчивой, строила из себя Грету Гарбо. Вот и ответ на вопрос, что случилось. Случилась драма, от которой предостерегал Константин Сергеевич Станиславский: любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Ух, свирепая это болезнь возлюбить себя в искусстве. Точит душу безжалостно, требуя все больше ролей, все больше внимания зрителей. Отсюда и всеядность в выборе материала. И готовность переиграть все и вся, начиная от алкоголички, кончая похотливой царицей на русском троне. Ах, как хочется настоящей драмы! И рождается на свет мертворожденное дитя-- фильм "Без вины виноватые" Глеба Панфилова. Инна Чурикова в роли Кручининой, Иван Панфилов в роли Незнамова и Олег Янковский в роли Мурина. Трудно даже представить себе шестидесятипятилетнюю женщину в роли юной Любочки, потерявшей ребенка, и затем 40-летней актрисы, его обретшей. Да еще со специфической характерной внешностью... А Незнамов? Иван Панфилов, сын Чуриковой и Панфилова, сдается мне, не вышел из летаргического сна даже к концу своего знаменитого монолога. И это, заметим, снято на наши с вами налоги, за счет бюджета. 

   Другой классический "шедевр" -- спектакль "Город миллионеров" по пьесе Эдуардо де Филиппо "Филомена Мортурано", в котором Чурикова взяла на себя смелость сыграть героиню. Я не смогла досмотреть его до конца. Это был ужасный ужас уже хотя бы потому, что Филомену играла ее бабушка. Комментарии излишни. Пазл сложился. Легенда о чудесной актрисе и достойном человеке приказала долго жить.

   Последние годы я испытывала испанский стыд за любимую актрису, забывшую золотое правило уважающих себя актрис -- уходить вовремя, не присасываться к профессии, как пиявка, пугая зрителей. Всему свое время. В этом такт настоящего таланта. Таких замечательных актрис, как Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Маргарита Терехова, да мало ли еще кого! А ведь они до глубокой старости сохранили свою красоту и имели право оставаться в профессии. Может играть героинь после семидесяти лет Чурикову заставлял голод ("Аудиенция", Елизавета 11)? Нет, она отстроила себе усадьбу почище Пугачевской Грязи. Жила в богатстве на зависть ее бедным коллегам, которых оттеснила в кино и театре, отобрала у них роли. При этом какой плач ярославны раздался в публичном пространстве, когда их с Глебушкой грабанули в Испании -- украли ридикюль с драгоценностями! Кокетничая перед камерами, старушка жаловалась на ужасных людей, которые посмели ограбить ее, звезду! Так и хотелось напомнить "звезде", как бесцеремонно она грабила государство, надев на себя корону всенародной любимицы и снимаясь в фильмах не на своих ролях за наш с вами счет. И вот ушла эта творческая парочка, и сказать о ней можно только одно: так проходит земная слава. Чем заслужит раба Божья Инна славу небесную -- Курочкой Рябой? 

   Актерская профессия опасна. Лицедейство затягивает исполнителя в зазеркалье, когда собственная личность поглощается личиной сценического или кинематографического фантома, говоря попросту, когда крыша едет. Уже поэтому я благодарна судьбе и Инне Чуриковой за то, что ушла из театра и прожила интересную, наполненную событиями жизнь. Не выпрашивала роли у бесталанных режиссеров, не скиталась по театрам в поисках успеха, не превратилась в ревнивую старуху, интригующую против молодых актрис, а главное -- не успела полюбить себя в искусстве. И слава Богу!