Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, славянской обрядовости, фольклора и просто заглянувших на огонек!
Многим известно имя одного из центральных богов славянского пантеона Велеса - Волоса. В мифологии наших предков он стоял на границе трёх миров: яви, прави и нави, и стерег вместе со своей женой (по одной из версий бабой ягой) выход из последнего в мир живых, покровительствовал зверью и домашнему скоту, обладал даром пророка и оберегал волхвов, кудесников и жрецов.
Накануне Велесовой ночи, что аккурат приходит на западноевропейский Хэллоуин, попробуем разобраться откуда возникло этот древнее божество и в кого в итоге трансформировалось.
Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским, уходящим аж в каменный век. Данное божество было настолько древним, что не имело рода, то есть не было ни мужчиной ни женщиной, хотя в более позднем восприятии все же ряд мужских черт закрепился.
В период палеолитического общества, когда все люди были охотниками и собирателями, и появились первые божества, зачастую являющиеся воплощением тех или иных стихий и животных, от расположения которых напрямую зависела жизнь человека. На территории центральной России в краю бескрайних лесов искони хозяином леса был медведь, которого боялись, почитали хозяином леса, обожествляли, проводили специальные праздники в его честь.
Вероятнее всего, именно тогда мохнатое лесное божество с табуированным произношением вслух настоящего имени и получило имя мохнатый - волохатый - волосатый - Волос (мнение отечественного академика начала ХХ века Б.А. Рыбакова ). Медведю Волосу приносили жертвы в честь удачной охоты, просили защиты от лютого зверя способного погубить в неурочный час. Этот образ настолько сильно укоренился в народном сознании, что еще долго после принятия христианства медведя считали Волосовым зверем и изображали часто рядом.
С распространением земледелия, которое постепенно приходило на смену охотничьему хозяйству, связь Велеса с убитым мертвым зверем, сформировавшаяся в сознании древних жителей центральной России в пору их занятии охотой, стала осмысливаться шире — как связь его с миром мертвых вообще.
В сознании древних земледельцев предки, захороненные в земле, содействовали ее плодородию. Угощение «дедов» — духов умерших предков на кладбище или за домашним столом имело сакральный смысл. Правомерно допустить, что именно по этой причине (в связи с культом предков) Велес и в земледельческом хозяйстве древних славян сумел сохранить связь с культом мертвых.
Более подробно о культе предков можно прочесть, перейдя по ссылке в публикацию ниже 👇
Вторая ипостась Велеса и его представление как покровителя зверья в целом заключалось в ипостаси рогатого древнего быка тура, вымершего на нашей планете более 400 лет назад. Это была одна из причин, по которой Велеса изображали с коровьими рогами. Кстати, бог мог предстать в обличии своих священных животных: медведя или тура.
По этой причине Велес становится и богом домашних животных, прежде всего крупного рогатого скота. В свою очередь охотничья добыча и крупный рогатый скот составляли основу всяческого благополучия рода и семьи в целом. Отсюда Велес и выступает как покровитель и податель (вспомните: «волосатая рука» к добру и богатству) всех и всяческих благ и почитается как бог богатства. С развитием земледелия, также доставлявшего немалые блага, Велес рассматривается и как бог плодородия. Именно он по славянскому преданию даровал людям плуг, обучил их земледельческим работам и прочим премудростям.
Примечательно так же тот факт, что долгое время в крестьянской культуре восточных славян «скотьим богом» называли также медвежью лапу - которую вешали в хлеву как амулет, оберегающий домашний скот.
С развитием культуры древних славян, накопления всевозможного опыта и знаний (в том числе и сакральных) появляется необходимость с их правильной направленной передаче. В этом вопросе ряд ученых усматривает мифологическую связь слов «Велес» и «волхв» в связи волхвов с культом Велеса. Самих волхвов (к примеру легендарно Баяна, о котором я рассказывала в ключе истории сказок 👇👇👇)
называют ни кем иным, как «Велесов внуче» - внуком Велеса. Сам бог и его жрецы-волхвы слыли чудесными врачевателями, поскольку обладали сакральным «живым» огнем. Однако «волхование» было темно связано с миром умерших, носителей знаний предков (которые как мы выяснили ранее покоились в земле и обеспечивали ее плодородие). Отсюда прослеживается связь Волоса с миром пророчества, волхование и колдовства.
С насильственным приходом на нашу землю христианства культ Волоса Велеса стал под запретом, его идолы сбрасывались в реки и озера. На месте древних капищ воздвигали христианские церкви. Так в 988 году сбыл сброшен идол Перуна в реку Почайну в Киеве.
Интересно, что согласно одному из средневековых преданий, древнерусский город Ярославль был основан в 1010 году месте древнего капища Волоса, в котором волхвы содержали священного животного языческого бога - медведя.
Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте. Отсюда идут русские диалектные ёлс, волосатик, дьяВОЛ. Да и образ мелкого леса частично соотнесен с образом Велеса: имеет рога, волосат, обладает сакральными знаниями. Как мы помним, христианская традиция любила низвергать языческих богов и демонизировать их, переводы в разряд мелкой нечисти.
Часть функций Велеса принял на себя христианский святой Николай Чудотворец, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров.
Под влиянием натиска христианской церкви языческий Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с Святым Власием (умер в 316 году н.э.), который являлся так же покровителем скота. Дохристианское имя Волосъ, тождественное имени языческого бога, со временем было переосмыслено как полногласный вариант христианского имени Власъ.
Хотя ряд историков, преимущественно европейского происхождения (финн В.Мансикки, поляк Г.Ловмянский), считают образ славянского Велеса вторичным по отношению к святому Власию. Якобы рано возникший в христианских Византии и Болгарии культ святого был перенесен древними славянами в 6-7 вв. н.э. в языческую среду и мифологизирован, которые в это время двинулись из смежных территорий Закарпатья покорять русскую равнину.
Знали ли вы о святом Власии и как по вашему мнению, кто первичен: наш языческий Велес или христианский великомученик?
Ну а кого занимает тема русского Хэллоуина - Велесовой ночи - славянских обрядов и обычаев , нею связанных , отправляю на следующую публикацию по ссылке ниже 👇
На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений.
Всегда ваша Морозова💙
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте