Найти тему

Манипуляции и маскировки: Скрытые игры, в которые мы все играем (и как из них выйти)

Сразу предупреждаю - букав много)) Но оно того стоит!

Итак, к делу!

Что такое игра? Как вы бы определили для себя это слово?

По Эриху Берну (родоначальнику Трансактного анализа) Игра - это психологическое взаимодействие, которое люди используют для достижения определенных целей или удовлетворения своих потребностей (явных и скрытых).

Игры включают в себя определенные роли, правила и манипуляции, которые люди осознанно или неосознанно используют во взаимодействии с другими людьми.

Теперь перевожу на русский)) Все люди играют в игры. И есть игры, в которые мы сознательно играем (например флирт и ухаживание), а есть такие игры, в которые мы часто втягиваемся и играем день за днем, даже не понимая, что мы в игре (бессознательные)! На Игры в нашей жизни тратиться очень много времени, денег, сил, нервов, психической энергии и здоровья.

Если вы осознаете свою и чужую игры, то можете контролировать свое участие в них, количество затрат на них, либо можете выйти из них и не втягиваться больше. Тем самым, достигая более здоровых и искренних взаимоотношений с другими людьми, без вторых смыслов и неявных подтекстов (проще говоря, без манипуляций).

Для этого нужно уметь четко видеть Игру (свою или чужую), ее участников, их реальные цели, ее правила, а самое главное понимать свои истинные мотивы участие в каждой конкретной Игре! Если вы понимаете, чего на самом деле хотите, то вы можете это получить без каких-либо уловок и манипуляций, просто попросив и договорившись с оппонентом/партнером/второй половинкой.

Для чего нужны Игры?
Одно из основных назначений Игры - это не показывать себя настоящего, потому что все могут узнать, какие мы "неправильные/странные" и отвергнуть нас.

То есть, по средствам игр, мы пытаемся получить близость (любовь, уважение, принятие, поддержку), оставаясь в защитной маске - в своей "Роли".
Так же Игра - это наглядное проявление, внутренних (бессознательных) установок человека. И если сознательно, человек хочет, как упоминалось выше, принятия и контакта с другими людьми, то бессознательно, он может считать, что весь мир опасен и плох, и он будет играть в игру со всеми окружающими, (бессознательно) провоцируя их на агрессивное поведение или отвержение, тем самым, подтверждая свою картину мира.

Если человек боится брать на себя ответственность, то он будет старательно перекладывать ее на других, виня всех за свои неудачи, не осознавая, что это его выбор.

Если мы говорим об общепринятых играх, таких как обычаи, ритуалы и правила поведения, то они призваны структурировать жизнь общества, делая жизнь в нем, более предсказуемой и безопасной.

Что такое Эго-состояния?

Дальнейшее понимание Игр, невозможно без раскрытия темы Эго-состояний, термина, пришедшего из Трансактного анализа.

Эго-состояния описываются, как различные состояния личности, в которых человек может находиться в разные моменты времени. Каждое эго-состояние, имеет свои особенности, мысли, эмоции и способы поведения. То есть, в зависимости от ситуации и обстоятельств, мы можем думать по-разному, чувствовать по-разному и самое главное действовать по-разному, исходя из своего Эго-состояния!

Выделяются три основных Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок.

1. Состояние Родитель

Включает в себя все те мысли, эмоции и поведение, которые были усвоены от родителей или других значимых фигур (либо их заместителей). Это некий, собирательный образ Родителя, которого мы "слышим" у себя в голове, который говорит нам как "Надо" жить.

Родительское состояние может быть разделено на две подкатегории:
1) Поддерживающий родитель: Включает заботу, защиту и контроль, которые были получены от родителей. Человек в этом состоянии, может проявлять заботу и поддержку к другим людям, как бы принимая ответственность за них (как родитель за детей).

2) Критикующий родитель: Включает критику, указания и нормы поведения, которые говорят о том, как правильно, а как неправильно, естественно критикуя "неприемлемое", по его мнению, поведение, высказывания и т.д.

2. Состояние Взрослый

Включает в себя мысли, эмоции и поведение, основанные на собственном опыте и разумных рассуждениях, логике и анализе. Взрослое состояние является наиболее зрелым и адаптивным эго-состоянием! Человек в этом состоянии способен анализировать информацию, принимать рациональные решения и вести себя независимо от прошлого опыта.

3. Состояние Ребенок

В детском состоянии, человеком движет сильные и яркие эмоции, желания и потребности. Так же детскому состоянию присущи собственная грандиозность, а в отношениях с окружающими - идеализация и обесценивание. Состояние Ребенка, можно так же разделить на две подкатегории:

1) Естественное (свободное) Детское состояние: Включает в себя радость, игру, любопытство, интерес и другие естественные эмоции, которые проявляются у детей. Человек в этом состоянии может проявлять спонтанность и эмоциональность.

2) Адаптированное Детское состояние: это состояние условно, можно назвать "удобным". Запрет на выражение чувств (гнева, радости и т.д.). В этом состоянии человек ведет себя так, как велели его родители.
Очень важно понимать, что все три роли нормальны, для них для всех есть свое время и свое место. Но залипание в одной из них, на постоянной основе, может привести к негативным последствиям (в зависимости от "любимой" роли). Каждое Эго-состояние, может быть полезным или вредным в зависимости от контекста и способа его проявления.

Несколько примеров Игр (исходя из Эго-состояний)

1) Игра - "Да, но.." (Бессознательная Игра)

Например, в кругу друзей, женщина жалуется на что-то, может быть на трудности в работе или воспитание своих непослушных детей. Жалуется она из позиции Ребенка, который не может справиться с чем-либо.
Все окружающие, моментально впадают в позицию Родителя, начиная давать ей советы, учить ее как нужно жить и т.д. И на все их советы и поучения, наша героиня отвечает: "Да, но ...". После каждого "Но", идет объяснения, почему эти советы ей не помогут.
Суть игры этой женщины в том, чтобы всех Родителей выставить дураками, отвергая все предложения и победа для нее будет не в решении озвученных ей трудностей, а в обесценивании самих Родителей, которым она показывает, что они тоже не могут справиться с такой задачей.

2) Игра - "Смотри что я из-за тебя сделал ?" (Бессознательная Игра)
Допустим, молодожёны решают в каком районе снять или купить квартиру. И муж спрашивает жену - где бы ты хотела жить? Она отвечает - "Полагаюсь на твой выбор". Тем самым она полностью переложила ответственность на мужа и теперь если район и квартира будут хорошими, то все прекрасно - она не принимала решение и не несла ответственность. А если квартира будет плохая, всегда можно обвинить мужа в том, что он не справился и не оправдал надежд. Такая же картина будет, если муж полностью отдаст ответственность за выбор жилища в руки жены, возможны те же выгоды и та же бессознательная мотивация.

3) Игра - "Я только пытаюсь вам помочь.." (Бессознательная Игра)

Это уже игра для тех людей которые давали советы, из прошлого примера. В двух словах: человек пытается помочь или даже спасти (причинить непоправимую пользу) кого-то, не спрашивая нужна ли его помощь и постоянно натыкается на отвержение его инициативы, неоправданные обвинения, что подтверждает его картину мира - Весь мир враждебен, а он сам не ценен.

Как выйти из деструктивной Игры ? Где кнопка Escape???

1. Осознанность
Необходимо понимать себя, свои истинные потребности, то что ам действительно нужно! Истинные цели ваших действий вам уже многое объяснят. Условно если вы ставите цель заработать много денег, то для чего они вам конкретно? Купить дом, потому что вам негде жить или с помощью денег, вы пытаетесь поднять самооценку, думая что вас все начнут принимать, уважать и любить?

2. Разберитесь в своих ролях: В тех самых ролях и Эго-состояниях, которые были описаны ранее. Изучите свои роли, попытайтесь понять что вам дает эта роль (уход от ответственности, страх отвержения и т.д.) и попробуйте найти способы изменить их, чтобы выйти из замкнутого круга.

3. Установите границы: Важно установить границы и четко выразить свои предпочтения и требования. Если другие люди продолжают играть с вами, несмотря на ваши попытки выйти из игры, убедитесь, что вы четко и последовательно устанавливаете границы и не допускаете нарушений.

4. Обратитесь к профессионалу: Если вам трудно самостоятельно выйти из игры или если ситуация вызывает серьезные эмоциональные или психологические проблемы, обратитесь за помощью к профессиональному психотерапевту или психологу-консультанту . Они могут помочь вам разобраться в сложной ситуации и найти способы выйти из игры.

Важно помнить, что выход из игры может быть сложным и требовать времени и усилий. Однако, с помощью повышения осознанности и анализа вы можете начать осознавать свои роли и поведение, что поможет вам прекратить негативные обмены и создать более здоровые, конструктивные и искренние отношения, без уловок и манипуляций!

Изображение от Freepik