BMW 331, иногда также называемый BMW 531 - прототип небольшого двухместного автомобиля, разработанного в 1950 - 1951 годах, которому по планам суждено было стать первым послевоенным автомобилем баварской компании.
Об этой микролитражке было вскользь упомянуто в статье «BMW 501 – история разработки модели». Автомобиль был задуман в конце 1940-х годов главным инженером компании Альфредом Бенингом, хотя по другим данным проектом занимался его предшественник на этом посту - Фриц Фидлер.
На новую модель возлагались большие надежды: при относительно минимальных затратах на производство и планируемой низкой цене - руководство ожидало большого коммерческого успеха от разработки.
Конструктивно и стилистически, двухместное купе напоминало известный в то время Fiat 500 Topolino и BMW 331/531 потенциально мог стать такой же классикой как и его итальянский прообраз.
На BMW 331/531 решили применить мотоциклетный оппозитный двигатель, установленный спереди и приводящий задние колеса через четырехступенчатую коробку передач. Вначале выбор пал на мотор от знаменитого BMW R75 – 750-кубовый 2-цилиндровый четырёхтактный, мощностью 26 л.с. Однако в 1951г. было принято решение о его замене на более новый 600-кубовый той же мощности, который планировали использовать на мотоцикле BMW R67.
Всё шло к утверждению проекта в серийное производство. Однако после вмешательства коммерческого директора BMW AG Ханса Гревенига это решение было отвергнуто из-за того, что такой тип автомобиля был сочтён недостойным марки BMW.
Гревениг заявил: «Автомобили BMW должны стать визитной карточкой немецкого общества».
И практически готовая модель 331/531 была отклонена в пользу большей потенциальной прибыли на противоположном сегменте рынка, которую обещал дать "ангел в стиле барокко" - BMW 501.
Кроме того, без крупных займов, компания не смогла бы профинансировать покупку нескольких больших прессов для листового металла, чтобы организовать по-настоящему массовое производство и выйти на рентабельности проекта.
Позднее Ханс Гревениг осознал ошибочность своего решения и всё-таки стал продвигать идею запуска в производства микролитражки Isetta. Однако лично для него это прозрение стало запоздалым и в 1957 году Гревениг уходит из компании, по официальной версии по причине возраста, на самом деле из-за плохого финансового состояния BMW AG. А модель 331/531 так и осталась интересным нереализованным проектом, погибшим из-за амбиций руководства...
Что ещё почитать:
"Toyota Mega Cruiser (BXD20) - конкурент Hummer H1"
"Первый Nissan President - дебютная представительская модель из 1965 года"
"Mercedes-Benz S600 Pullman (W220) - "бизнес-вагон" от AMG из "нулевых"