Найти тему
Московские Новости

Партия «пророссийского» экс-премьера победила на выборах в Словакии. Как меняются политические предпочтения в стране

В Словакии 30 сентября 2023 года прошли парламентские выборы, изменившие соотношение политических сил в парламенте страны - Национальном совете. Их результаты важны не только для внутренней политики Словакии, отражая противоречивые тенденции избирательских симпатий. Они также вписываются в международный контекст, подчеркивая возникающие в Европейском Союзе политические расколы.

Автор: Полина Зуева

Eva Korinkova / Reuters
Eva Korinkova / Reuters

В Национальный совет избираются 150 депутатов по пропорциональной системе. Граждане не просто голосуют за партию, но могут отдать преференциальные голоса четырем членам выбранной ими партии, увеличивая тем самым шансы прохождения для конкретных кандидатов. Барьер составляет 5% для партий и 7% для альянсов. В 2023 году выборы прошли досрочно в результате вынесения парламентом вотума недоверия премьер-министру из-за внутренних разногласий в правящей коалиции.

Привлекшей особое общественное внимание стала дискуссия о военной поддержке Украины в конфликте с Россией, где часть населения Словакии не поддерживает политику помощи Украине. На этих настроениях удалось сыграть крупнейшей в новом созыве парламента левоцентристской партии «Направление – социальная демократия» (НСД) во главе с Робертом Фицо, которая взяла реванш после потери власти и поста премьер-министра по итогам предыдущих выборов. Эта партия набрала 22,95% голосов и завоевала 42 места (+4,66 п.п.; +4 места).

Главным идеологическим оппонентом НСД будет проевропейская «Прогрессивная Словакия», которая стала второй крупнейшей партией в парламенте. Партия резко нарастила поддержку, получив 32 места и 17,96% голосов (+32 места; +10,99 п.п.). Эта партия начала с победы на муниципальных выборах в Братиславе, сделав столицу страны и регион, к которому она относится, зоной своей прочной поддержки, но на прошлых выборах в составе коалиции немного не дотянула до 7% голосов и не прошла.

Успеху НСД не помешал раскол, в результате которого в 2020 году возникла партия «Голос – социальная демократия», в большей степени ориентированная на европейскую интеграцию, чем НСД. «Голос» впервые участвовал в выборах и был весьма успешен с 27 местами в парламенте и 14,7% голосов. От позиции «Голоса» теперь зависит, сможет ли Фицо создать устойчивую правящую коалицию, поскольку силы НСД и «Голоса» в новом правительстве будут почти сопоставимыми.

Выборы также обернулись перераспределением голосов среди националистических партий. Самая радикальная партия «Котлебовцы – Народная партия Наша Словакия» выбыла с результатом в 0,84% голосов (-7,13 п.п.; -17 мест). В то же время ультраправая и ксенофобская Словацкая национальная партия вернулась в парламент после неудачи в 2020 г., увеличив поддержку с 5,63% голосов и 10 местами (+2,47 п.п.). Также нарастили поддержку христианские демократы: партия «Христианско-демократическое движение» вернулась в парламент, завоевав 6,82% голосов и 12 мест (+2,17 п.п.).

Главным проигравшим на выборах стала консервативно-популистская партия «Обычные люди и независимые личности» (ОЛНЛ), победа которой явилась сенсацией прошлых выборов. Теперь у нее только 8,9% голосов и 16 мест (-16,13 п.п.; -49 мест).

ОЛНЛ, не имеющая идеологических основ, кроме противопоставления себя классическим партиям, спровоцировала конфликты внутри парламентского большинства, в том числе по вопросу отношений с Россией (после поездки лидера партии Игоря Матовича в Москву для договора о приобретения вакцин «Спутник» без ведома участников коалиции). Матович покинул пост премьер-министра, что и привело к кризису в парламенте, обернувшемуся досрочными выборами. Урон понесли и партии, составлявшие правящую коалицию в прошлом созыве: две из них потеряли представительство в парламенте. Консервативная, выступающая против иммиграции партия «Мы - семья» выбыла с результатом в 2,21% голосов (-6,03 п.п.; -17 мест) - ее лидер решил публично присоединяться к высказываниям Фицо, «подарив» тем самым НСД часть электората. Выбыла и партия «За людей» (избиралась в коалиции с ОЛНЛ в 2023 г.). Неоднозначным оказался результат у либеральной и евроскептической партии «Свобода и солидарность» с 6,32% голосов и 11 местами (+0,1 п.п.; -2 места). Именно лидер этой партии Рихард Сулик вступил в конфликт с Матовичем, ею же был инициирован роспуск парламента.

Выборы не создали перспектив для обеспечения представительства венгерского меньшинства, которое уже в далеком прошлом всегда было представлено своей партией. Но основная партия венгерского меньшинства «Мост», член коалиции НСД по итогам позапрошлых выборов 2016 года, вообще не приняла участия в выборах 2023 года, не оправившись от поражения 2020 года. Вторая партия – «Альянс», являющаяся партнером правящей партии Венгрии «Фидес», не перешла 5% барьер, получив 4,39% голосов. Тем самым венгры вновь не сумели объединиться и принять активное участие в выборах, чтобы гарантировать присутствие в словацкой политике. Доля венгров в населении Словакии сокращается, но составляет 7,74%, так что значительная часть венгров на выборы больше просто не ходит.

Эффективное число партий, отражающее конкурентность выборов, выросло с 4,37 до 5,44 (по Лааксо-Таагепере). Изменения эти связаны как с простым увеличением числа партий, так и с большей фрагментацией системы – в 2020 году крупнейшая партия обрела на 11 мест больше, чем крупнейшая по результатам выборов 2023 года.

Экономические проблемы, затронувшие Словакию и вызванные конфликтом России и Украины, толкают страну к росту евроскептицизма и национализма. Однако наиболее значимым оказался рост поддержки у партий, ориентированных на евроинтеграцию и впервые попавших в парламент («Прогрессивная Словакия», «Голос»). Активность новых игроков и заинтересованность в них электората стала и причиной для роста явки на 2,71 п.п., до 68,51%. Умеренный рост поддержки НСД и Фицо был вызван кризисом внутри прежней правящей коалиции, став вынужденным выбором тех, кто хотел создания более стабильного правительства. Лидер НСД получил от президента страны Зузаны Чапутовой право на формирование коалиции, в которую войдут «Голос» и Словацкая национальная партия. Учитывая невысокий рост электоральной поддержки НСД и вынужденные уступки в рамках коалиции в пользу партии «Голос», преувеличивать влияние Фицо по итогам выборов было бы неверным.

Материал подготовлен лабораторией региональных политических исследований НИУ ВШЭ.