Найти в Дзене

На привязи: первые фотоэксперименты с Sony Mavica

Оглавление

В сегодняшней публикации рассказываю о фотовозможностях старой цифровой фотокамеры Sony Mavica MVC-FD95 из 2000 года. Это даже не фотопрогулка или фотоотчёт. Скорее - изучение фотовозможностей. Исключительно - лабораторное. Т.к. камера пока "на привязи", т.е. запитана через сетевой адаптер (жду аккумулятор).

Sony Mavica MVC-FD95 из 2000 года (слева) и его потомок - Sony RX10 из 2013-го. Обе фотокамеры оснащены хорошим светлым зум-объективом, электронным видоискателем и функцией видеосъёмки. Снято на Canon EOS 5D.
Sony Mavica MVC-FD95 из 2000 года (слева) и его потомок - Sony RX10 из 2013-го. Обе фотокамеры оснащены хорошим светлым зум-объективом, электронным видоискателем и функцией видеосъёмки. Снято на Canon EOS 5D.

По одной фотографии собираю материал для статьи. В буквальном смысле. "Динозавр" из прошлого снимает с разрешением 1600х1200 точек (2Мп) и записывает фотографии исключительно на дискету 3,5 дюйма. Последнее особенно приятно тем, кто в своё время много и плотно общался с этим носителем информации. Вместе с Sony Mavica MVC-FD95 у цифровой фотографии появляется ЗВУК ;)

Чем дальше я знакомлюсь с фотокамерой Sony Mavica MVC-FD95, тем больше понимаю, что сложной эта камера только кажется. На деле она наделена только самыми базовыми фотографическими функциями без малейшего "жира". Эта функциональная простота завораживает. Кажется, апогея она достигает на модели Olympus E-20. А потом будет навсегда утерянной.

Скорость работы

Вы можете получить общее представление о фотокамере Sony Mavica MVC-FD95 и оценить скорость её работы посмотрев видео, которое я снял. Кто ещё помнит 3,5-дюймовые дискеты и много работал с ними, записывая и считывая с них информацию, обратит внимание, что дисковод в фотоаппарат встроен быстрый. Все операции с дискетой осуществляются в разы быстрее, чем на компьютере начала 2000-х.

При работе с камерой обратите внимание, что в EXIF-данные файла камера ничего не пишет. Или выписывайте настройки съёмочных параметров на бумажку (диафрагма, выдержка, примерное фокусное расстояние), или пишите JPEG-файл со звуковым комментарием. У вас есть отличный микрофон :D

Фотографируя птицу, обратил внимание, что между полным нажатием кнопки спуска затвора и спуском затвора есть существенный лаг, что делает фотокамеру ограниченно пригодной для съёмки быстрых процессов. Впрочем, с такой скоростью записи на дискету, никто не удивится, что на камере нет режима серийной съёмки :D

На дискету 1,44Мб помещается 4 фотографии JPEG в максимальном качестве или 15 секунд видео со звуком 320х240 точек.

Конечно, фотокамере на дискетах далеко до Olympus E-100RS, выпущенного чуть позже в том же 2000-м году.

Sony Mavica MVC-FD95 (слева) и Olympus E-100RS. Обе фотокамеры анонсированы в 2000 году. Снято на Canon EOS 5D.
Sony Mavica MVC-FD95 (слева) и Olympus E-100RS. Обе фотокамеры анонсированы в 2000 году. Снято на Canon EOS 5D.

Светочувствительность

В фотографии есть три важнейших изменяемых параметра: выдержка, диафрагма и светочувствительность. На фотоаппарате Sony Mavica MVC-FD95 вы можете менять отдельно выдержку, отдельно диафрагму (мастер-режима нет). Изменить светочувствительность невозможно. Судя по всему, она всегда в автомате. Нигде не написано, в каких она может изменяться диапазонах, а в свойствах файла значения параметров съёмки не прописываются.

Кажется, я впервые сталкиваюсь с неизменяемой настройкой ISO. Первый большой сюрприз при работе с камерой. Это значит, что для достижения хорошего результата вам нужно использовать максимум доступного света.

Лучше всего использовать специальную внешнюю вспышку Sony, синхронизируемую по кабелю (в фотокамере холодный башмак без контактов). Например, в обзоре с imaging-resource.com использовали Sony HVL-F1000.

Встроенная вспышка всем хороша, но не умеет работать в отраженном свете. Вы можете настроить интенсивность вспышки через меню съёмки с опциями «Высокий», «Нормальный» и «Низкий». Вспышка действительно мощная. Режимы её работы: автоматический, снижение эффекта красных глаз, принудительная, отключена. Для использования вспышки нужно вручную поднять её нажатием кнопки слева.

На следующей фотографии калькулятора, сделанной на широком угле в 39 мм, использован режим макросъёмки и вспышка отработала отлично. Обратите внимание, что корпус объектива при работе со встроенной вспышкой создаёт небольшую тень.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4.0, 1/30 сек. Вспышка. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4.0, 1/30 сек. Вспышка. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

При работе со вспышкой нужно помнить о предвспышке и если в кадр попадает яркий отражающий свет предмет, фотоаппарат уменьшит импульс вспышки при экспозиции кадра. Фотография получится недоэкспонированной.

Для выбора режима работы вспышки есть отдельная кнопка с индикатором. Расположена под монитором. Если вспышка поднята вручную и активирована - индикатор загорается оранжевым светом. Удобно контролировать вспышку в тех местах, где её использование нежелательно.

При длительной выдержке вспышка использует синхронизацию по «задней шторке», срабатывая в конце экспозиции, а не в начале. Настроить этот параметр невозможно.

Съёмочная ситуация. Сфотографировано на Nokia 808.
Съёмочная ситуация. Сфотографировано на Nokia 808.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Светочувствительность неизвестна. На данном фото шумы не напрягают. Баланс белого по белому листу. F3.4, 1/30 сек. Экспокоррекция -0.3eV для безопасности светлых участков изображения. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Светочувствительность неизвестна. На данном фото шумы не напрягают. Баланс белого по белому листу. F3.4, 1/30 сек. Экспокоррекция -0.3eV для безопасности светлых участков изображения. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

При съёмке на Sony Mavica MVC-FD95 нужно давать максимум возможного света, как, впрочем, при съёмке на любую другую фотокамеру. Просто здесь нужно относиться к этому предельно внимательно. Моей первой ошибкой стала предметная съёмка на Mavica для публикации (распространённый сценарий использования фотоаппарата) с использованием естественного света. Внутри помещения нужно было использовать вспышку или осветитель. Съёмка велась на длительных выдержках со штатива и, тем не менее, часто фотоаппарат устанавливал высокое значение светочувствительности - шум пришлось давить в редакторе при обработке.

Выдержка

На фотоаппарате Sony Mavica MVC-FD95 вы можете менять выдержку в диапазоне от 8 секунд до 1/500 секунды при записи неподвижного изображения, или от 1/8 секунды до 1/500 секунды при записи движущегося изображения. Как вы видите, скорость затвора ограничена его типом. При съемках в условиях яркого освещения, на открытой диафрагме, потребуется ND-фильтр на 52 мм.

Следующая фотография выполнена на хорошо "прогретую" фотокамеру (монитор и датчик работали непрерывно в течении 20 минут). Условия недостаточного освещения. Цветной шум на грани приемлемого, горячих пикселей изображения нет. Есть только один-два битых (судя по всему) пикселя. Монитор фотокамеры можно отключать, что может уменьшить нагрев.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Светочувствительность неизвестна. На данном фото шумы не напрягают. Баланс белого по белому листу. F3.4, 1/30 сек. Экспокоррекция -0.3eV для безопасности светлых участков изображения. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Светочувствительность неизвестна. На данном фото шумы не напрягают. Баланс белого по белому листу. F3.4, 1/30 сек. Экспокоррекция -0.3eV для безопасности светлых участков изображения. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

По данным imaging-resource.com: "Работа FD-95 при слабом освещении — одно из наиболее значительных улучшений по сравнению с предыдущими моделями Mavica. В нашем тестировании режимы экспозиции камеры «Автоматический» и «Сумерки» не очень хорошо работали в условиях низкой освещенности (мы получали едва пригодные для использования изображения при освещённости в 5,5 люкс), но это все равно было значительным улучшением по сравнению с более ранними моделями. Наилучшие результаты мы получили при использовании режима приоритета выдержки, который давал нам пригодные для использования изображения при освещенности всего 0,13 люкс (хотя изображение было относительно темным, но все же имело хорошее количество деталей). Это действительно необычайно темно, и FD-95 работает в этой категории не хуже, а то и лучше, чем подавляющее большинство цифровых камер, представленных на рынке в июне 2000 года".

Диафрагма

На Sony Mavica MVC-FD95 вы можете менять диафрагму от F2.8 до F11 (9 вариантов). Во всём диапазоне зума экв. 39-390 мм возможно установить F2.8. Это должно благотворно сказаться на способностях к портретной съёмке.

Если установка выдержки или диафрагмы по мнению камеры неприемлемы, индикатор установки на мониторе или на видоискателе будет мигать. Вам нужно сделать снимок, чтобы проверить, права камера в своём выводе или нет.

На камере нет специального диска режимов и PAS-режимы выбираются по нажатию кнопки PROGRAM AE слева от видоискателя. Для регулировки параметра нужно нажимать кнопки + и -, расположенные рядом.

Вечером решил сфотографировать кактусы на окне, не вставая с рабочего места. В программном режиме фотоаппарат выбрал диафрагму F2.8, поэтому пришлось переснять в режиме приоритета диафрагмы и установить F4.0 (для обеспечения большей глубины резкости). Иглы кактуса и боке, как мне кажется, получились неплохо. Использован практически полный 10х зум. Снято с расстояния в 90 см.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4.0, 1/30 сек. Около 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4.0, 1/30 сек. Около 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

Способ экспозамера

На фотокамере есть только два способа экспозамера: по всему кадру и точечный. Фиксация экспозиции происходит при полунажатии кнопки спуска затвора Sony Mavica MVC-FD95. Другого способа зафиксировать найденные сочетания съёмочных параметров невозможно.

На корпусе есть кнопка AE, но, по логике инженеров, это кнопка фиксирует значения выдержки, диафрагмы в соответствующих режимах S и A. Ни о какой фиксации экспозиции речи не идёт. M-режима нет. Получается, нет никакой возможности зафиксировать экспопараметры от кадра к кадру. Что, как мне кажется, должно было создавать неудобство при профессиональном использовании камеры. Требуется более точный контроль среды.

Точечный экспозамер включается отдельной кнопкой SPOT METER, расположенной справа. На монитор, по центру кадра, выводится "прицел" - именно по этой точке и будет выполнен точечный замер экспозиции. Нужно нажать кнопку спуска затвора наполовину, замерить экспозицию и не отпуская кнопки, перестроить кадр.

На следующем кадре синица, снятая из окна на максимальном зуме 390 мм (экв.) с настройкой точечного экспозамера по птице. Наблюдаем обычные для мавик того времени фиолетовые окантовки и некоторое виньетирование в углах кадра.

Полученное изображение напомнило мне что-то давно забытое плёночное с какого-нибудь Таир-3С из комплекта "Фотоснайпер". Есть что-то такое в атмосфере снимка :D

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. Точечный экспозамер (по птице). F2.8, 1/125 сек., 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. Точечный экспозамер (по птице). F2.8, 1/125 сек., 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

На следующем кадре экспозамер по всему кадру отработал очень хорошо. Неплохо отработал и объектив. Конечно, сжатие JPEG файла критическое, что не могло не сказаться на передаче в кадре мелких деталей.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. Экспозамер по всему кадру. F4.0, 1/125 сек. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. Экспозамер по всему кадру. F4.0, 1/125 сек. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

Экспокоррекция

Только через меню - отдельной кнопки нет. Нужно запустить быстрое (и единственное) меню на камере, нажав на четырехпозиционной кнопке под монитором ВВЕРХ (подписано MENU). Выбрать в меню CAMERA параметр EXPOSURE. Отрегулировать значение экспонирования в диапазоне от +2,0eV до –2,0eV, с шагом в 1/3 eV.

Сразу столкнётесь с тем, что четырехпозиционная кнопка достаточно неудобна в использовании. Выступающий монитор создаёт дополнительные затруднения в работе с кнопкой.

Отличная работа экспонометра по всему кадру и возможность использования точечного замера позволяют не задумываться часто об экспокоррекции.

Нужно ли беспокоиться о балансе белого на фотокамере Sony Mavica MVC-FD95? Безусловно, т.к. камера не позволяет снимать в RAW, а значит за балансом белого придётся присматривать "в процессе".

Просто нажимайте кнопку WHITE BALANCE слева на фотоаппарате, чтобы выбрать нужную установку. AUTO (без индикации на мониторе, по умолчанию) - автоматически регулирует баланс белого. IN DOOR (значок лампы) - для мест, где условия освещения быстро меняются. При ярком освещении, таком, как в фотографических студиях. Под натриевыми или ртутными лампами. OUT DOOR (значок солнца) - при фотографировании на улице, восхода/захода солнца, ночных сцен, неоновых огней или фейерверков. Так, во всяком случае, написано в инструкции.

Есть режим ручной установки баланса белого. Для этого существует вторая кнопка рядом с основной, по нажатию которой камера регулирует баланс белого и помещает найденное значение в память. В инструкции рекомендуют работать с белым листом.

Sony Mavica MVC-FD95. Фото выполнено на Olympus E-100RS.
Sony Mavica MVC-FD95. Фото выполнено на Olympus E-100RS.

Фокусировка и оптика

Sony Mavica MVC-FD95 предлагает 10х оптический зум и два способа фокусировки: автоматический и ручной. При зуммировании и фокусировке передняя линза остаётся неподвижной, габариты объектива не изменяются.

При автоматической фокусировке автофокус работает всё время, пока включена камера (непрерывная фокусировка, нерегулируемая настройка). Что меня удивило не меньше отсутствия настройки ISO - камера не выводит не малейшей подсказки, по какой зоне кадра произошла фокусировка. Даже в инструкции молчок. Оказывается, я должен догадаться сам, что есть центральная и, судя по всему, единственная точка фокусировки. На мониторе она никаким образом не отмечена, что просто удивительно.

В случае Olympus E-20 в режиме LiveView на мониторе (защитной плёнке) я рекомендовал маркером нанести центральную точку. Здесь, кажется, нужно сделать так же :D

Зафиксировать найденный фокус можно переключив камеру в режим ручной фокусировки или прижав наполовину кнопку спуска затвора. Других способов нет.

При ручной фокусировке (переключатель FOCUS на левой стороне камеры) задействовано электрическое кольцо спереди на объективе. При его повороте центр картинки автоматически увеличивается на весь экран. При остановке вращения кольца, через некоторое время, фотоаппарат возвращает картинку. Всё сделано так, как мне нравится.

Sony Mavica MVC-FD95. Фото выполнено на Olympus E-100RS.
Sony Mavica MVC-FD95. Фото выполнено на Olympus E-100RS.

Кнопка PROGRAM AE слева от видоискателя предлагает вам, кроме программного режима, приоритета диафрагмы и выдержки, обычного и усиленного режима сумерек, ландшафтный режим и панфокусный режим. Два последних связаны с фокусировкой напрямую.

В ландшафтном режиме вы фокусируетесь на отдалённых объектах, игнорируя расположенные ближе. Панфокусный режим чуть интересней. Для объектива с фокусным расстоянием в 39 мм (экв.) и диафрагмой F11, допустимого круга нерезкости 0,035 мм гиперфокальное расстояние составляет 4 м. При этом предметы от 2 м до бесконечности на снимке будут «резкими». Это и делает Sony Mavica MVC-FD95 в панфокусном режиме. Рычаг изменения фокусного расстояния установлен в широкоугольном положении экв. 39 мм.

Кроме того, есть режим макросъёмки, включаемый через отдельную кнопку, расположенную у переключателя способа фокусировки. Если вы фотографируете что-то расположенное близко - всегда включайте макрорежим.

На imaging-resource.com пишут, что "MVC-FD95 отлично справляется с макросъемкой, захватывая минимальную область размером 35,96 x 26,97 мм". Я фотографирую маленькие глиняные пальчиковые куклы. Ширина головы куклы составляет 2,5 сантиметра. Впечатляющий результат.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F8.0, 1/180 сек. Снято с незначительным оптическим зумом. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F8.0, 1/180 сек. Снято с незначительным оптическим зумом. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

Объектив Sony Mavica MVC-FD95 доказывает свою универсальность. Можно подобраться ещё ближе, но возникают проблемы со светом. Едва заметной бочкообразной дисторсии на самых коротких фокусных расстояниях и затенения объекта камерой можно избежать, используя незначительное приближение.

Mavica FD95 отлично справляется с данной задачей. Интересно, что Olympus MCON-35 ничего не добавляет к макровозможностям Sony MVC-FD95, а скорее убавляет от них.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4. Макрорежим с использованием оптического зума. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4. Макрорежим с использованием оптического зума. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95 + Olympus MCON-35. Автоматический баланс белого. F4. Макрорежим с использованием оптического зума. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95 + Olympus MCON-35. Автоматический баланс белого. F4. Макрорежим с использованием оптического зума. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

При этом, на длинном конце Sony MVC-FD95 может 390 мм (экв.), что в начале 2000 года было очень здорово. Суперзумы появятся очень скоро, но на момент анонса FD95 ничего подобного на 2Мп у конкурентов и самой Sony не было. Мне всегда нравится работать с такими камерами - это весело!

Немало помогает фотоохоте встроенный оптический стабилизатор изображения. Он очень неплох. На этой Mavica он стабилизирует группу линз в самой передней части объектива - интересное техническое решение. На корпусе есть отдельный переключатель STEADY SHOT.

Вот вам озябшие листочки, припорошенные снегом, на максимальных 390 мм (экв.). Снято на ручном фокусе, т.к. в автомате фокус на листьях, колышущихся на ветру, уходил на высококонтрастный задний фон, что неудивительно.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F5.6, 1/60 сек. 390 мм (экв.). Ручной фокус. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F5.6, 1/60 сек. 390 мм (экв.). Ручной фокус. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

Делаю вывод - ручной фокус вполне рабочий, плавный, приемлемая имитация.

На следующей фотографии сорока, снятая на полном зуме 390 мм (экв.) и с помощью замечательной дополнительной афокальной насадки Olympus TCON-14B, обеспечившей суммарно около 550 мм (экв.). Насадка удерживалась у объектива фотоаппарата вручную - из-за конструкции камеры накрутить через единственное повышающее кольцо 52-62 мм не удалось.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F5.6, 1/500 сек. 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F5.6, 1/500 сек. 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95 + Olympus TCON-14B. Автоматический баланс белого. F5.6, 1/500 сек. 550 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95 + Olympus TCON-14B. Автоматический баланс белого. F5.6, 1/500 сек. 550 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

Надёжное соединение можно обеспечить только тремя повышающими кольцами 52-55 мм, 55-58 мм, 58-62 мм. При этом соединение выглядит надёжно, никаких люфтов пластика, не смотря на вес Olympus TCON-14B. Качество картинки вы можете оценить ниже. Кажется, картинка с MVC-FD95 только выигрывает от присоединения TCON-14B.

Уже на 5х оптическом увеличении и более афокальная насадка TCON-14B может использоваться без виньетирования.

Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4. 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95. Автоматический баланс белого. F4. 390 мм (экв.). Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95 + Olympus TCON-14B. Автоматический баланс белого. F4. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.
Необработанный файл с Sony Mavica MVC-FD95 + Olympus TCON-14B. Автоматический баланс белого. F4. Оригинал файла по ссылке в конце статьи.

Что касается афокальной насадки Olympus WCON-08B, то даже с тремя повышающими кольцами объектив, вроде бы, не даёт виньетировования, превращая 39 мм в 31 мм (экв.). Это буду тестировать уже в городе на архитектуре.

Промежуточный вывод

Удивительно, но мне нравится внутрикамерный JPEG на Sony Mavica MVC-FD95. Возможности объектива превосходны, а присоединяемые насадки Olympus TCON-14B и Olympus WCON-08B расширяют диапазон зума до экв. 31-550 мм (почти 18х оптический зум!).

Цвет сочный прямо из камеры - это мне напоминает добрый старый Sony F717. Фотоаппарат, кажется, отлично справляется с макросъёмкой на "голом" объективе. Стабилизатор замечательный. Плохо, что не удаётся контролировать ISO, но те кадры, что фотоаппарат выдаёт мне при недостаточном освещении, на удивление хороши для 2000 года.

Помимо хорошей (не отличной, конечно, но хорошей) картинки, фотоаппарат может похвастаться наличием харизмы, что немаловажно при работе со старой цифровой фотокамерой. Это брутальная, громко заявляющая о себе ВЕЩЬ.

В следующих публикациях: о проблеме приобретения подобных камер, дополнительных затратах, первом впечатлении и особенностях работы с дискетами в 2023 году. Может быть, в самое ближайшее время удастся немного погламурить и взять мавику на фотопрогулку. Погоды в Челябинске стоят не очень.

Первые фотографии с моей Sony Mavica MVC-FD95 вы можете загрузить ЗДЕСЬ (осторожно - 5Мб!).

Есть вопросы по теме канала? Задавайте их здесь.

Больше замечательных фотографий со старых цифровых камер.

Все старые цифровые фотокамеры из моей коллекции одним списком.