Режиссер - Стефан Брауншвейг
Продолжительность - 2' 40'' с одним антрактом.
6⭐ из 10
🎭В театре Наций есть целая плеяда спектаклей русских классиков в постановке именитых ( порой очень) иностранных режиссеров. Так, «Дядю Ваню» поставил руководитель парижского театра «Одеон» Стефан Брауншвейг. И не попал. Это не мой Чехов.
🎭На пьесу Антон Палыча Брауншвейг взглянул, как совершенный европеец. Его "Дядя Ваня" ставился как спектакль об экологических проблемах. Аргумент: вырубка лесов, что волновала Астрова век назад, сейчас стала проблемой всей планеты. Отличная задумка? Да, для Европы. А у нас даже в Москве далеко не все, элементарно, сортируют мусор. Про глубинку я, вообще, молчу.
🎭На сцене в первом действии шумят деревья. Лес. Потом появляются профессор Серебряков с женой и пространство меняется. Из досок выстраивается дом. Деревянное пространство давит, сжимает. К финальному, четвертому действию, не остаётся ни леса, ни стен - только пеньки, да поломанные, раскромсаные в щепу ветки. Это красиво. И отлично стыкуется с происходящим в имении после приезда столичной пары.
🎭 Но этим экологические режиссерские задумки не исчерпываются. Дальше идут притянутые за уши вещи. Няня собирает пластиковые бутылки в начале второго акта (как она за каждой наклоняется-то, если по роли еле-еле ходит?), Астров пьет воду из пластиковой бутылки (странно, что человек, озабоченный экологическим проблемами, не использует многоразовую).
🎭Актеры стараются быть в концепции, но, предложенная европейским режиссером экологическая идея, не натягивается на нашего Чехова, как ее ни крути. Масштаб не сопоставим. Чеховские пьесы гораздо глубже и обширнее любых, поднятых в них, лесных проблем. Они не только про лес - про всю русскую жизнь... Неправильную, нескладную, сложную, но единственно возможную.
🎭 В театр Наций идут на Евгения Миронова... Он, конечно, в этом спектакле дядя Ваня. Герой, не знающий о расчёске и ножницах, в потрёпанной жилетке и скоро драных штанах. Совершенно асексуален. И Елена Андреевна, и кто-то другой никогда не увидит в нем мужчину, как мужчину никто не видит в Буратино. Дядя Ваня здесь - бесполое существо. Миронов, конечно, шикарен в конце третьего действия, когда он вспыхивает, стреляет в Войницкого и, увы, ни разу не попадает, а потом опять гаснет и превращается в себя, унылого и скучного Ивана Войницкого.
🎭 Совершенно, чудесно беспринципен и упоительно самодоволен профессор Серебряков в исполнении Виктора Вербицкого. Пуп земли, уверенный, что окружающие вертятся вокруг него... Прекрасна Елизавета Боярская в роли Елены Андреевны. Скучающая в деревне красотка, отлично знающая себе цену. Настоящая русалка, красивый пушистый хорек. Она не даст себе воли, хоть ей и предлагают, и хочется, но нет, деньги важнее любви).
🎭 У Астрова - Владимира Кошевого - мужского обаяния в избытке, а вот того, что заставляет женщин влюбляться без памяти - харизма?) - я не нашла. Астров похож на мужиков, которых он лечит. Рабочие штаны, удобная клетчатая рубашка. Елена Андреевна развлекается с ним от скуки. Других кандидатов все равно нет.
🎭Конечно, пьеса не про экологию. Это про людей, чьи мечты и надежды не раз разбиваются на протяжении спектакля. "Дядя Ваня" в театре Наций стрельнул мимо. Жаль...
#театрнаций
#дядяваня
#театральныйпонедельник
#многослов