Найти тему

Смартфон. Планшет. IPad. Гаджеты - игрушки для бедных детей

Оглавление

На днях депутаты одной из парламентских фракций с чего-то вдруг решили сделать что-нибудь полезное для Родины и обратились с письмом к министру о необходимости запретить смартфоны в школах. Это очень забавно, потому что, во-первых, в принципе смешно, когда депутаты что-то хотят подправить в работе школы, во-вторых, этот вопрос давно перезревший, постоянно поднимаемый – и всё без толку. 

Ни в городе Богдан ни в селе Селифан

То, что смартфоны вредны для детей, давно уже общее место. Однако в отношении этого вопроса мы живём внутри парадокса (как, в общем, в отношении многих других вредных вещей). С одной стороны, мы вырываем из рук ребенка этот ненавистный гаджет: сколько можно сидеть в телефоне, хватит уже, иди погуляй, почитай, сделай математику, найди работу, женись. С другой стороны, этот телефон деть не по дороге из музыкальной школы в художественную нашёл – мы же ему его и купили. И мы знаем, что постоянное зависание в смартфоне портит осанку, зрение, ухудшает психоэмоциональную устойчивость, приводит к торможению развития навыков общения и т.д и т.п. – и при этом тратим неплохие деньги на кусок пластика и стекла, который покажет всем, что наш ребенок не хуже других

Все (и даже депутаты) это прекрасно понимают, поэтому принцип «одной рукой пытаемся запретить, другой пытаемся откатить» в отношении использования смартфонов детьми в школе является базовым. Вот депутаты вроде как обратились к министру, но решать вопрос в итоге почему-то должны родители.  

Ничего не хочу плохого сказать о родителях, но этот вопрос им не решить. Всегда найдется мама, у которой жизнь зависит от того, есть ли у ребёнка в школе постоянный доступ к телефону (для меня загадка, как мы выжили в советской школе без связи с родителями. Просто повезло, наверное). Поэтому позиция чиновников уже выводит из себя: ну запретите уже смартфоны в школах – от них на уроках ровно ноль пользы, кто бы что ни говорил, – проявите решительность в этом вопросе. Нет, уже чуть не десять лет жуются сопли, потеют лбы, сжимаются руки под тёмной вуалью – то ли да, то ли нет, а если вдруг не получится, а если вдруг получится, а что станет говорить княгиня Марья Алексевна. В итоге школа, которая хочет чему-то научить, вынуждена решать этот вопрос, опираясь только на Устав.

Позови меня в даль светлую

Самое главное, что вред от использования непосредственно смартфонов – только верхушка проблемы. Последние пять лет потихоньку ведутся разговоры, что богатенькие люди не просто лишают чад доступа к телефонам – они ограничивают им доступ к цифровым технологиям и вообще к любым экранам. Школы по всему миру оборудуются планшетами, электронными досками, персональными компьютерами, и кажется, что, чем богаче родители, тем больше технологий должно быть напичкано в классе, где их дети учатся. Однако, например, уже несколько лет назад в Америке стали поговаривать, что цифровые технологии – это для бедных. Для богатых – старые добрые библиотеки, непосредственное общение с преподавателем и работа руками. Мало того, использование гаджетов в каком-то смысле становится новой «junk food»: уже стало заметно, что богатые белые дети Америки пользуются девайсами меньше, чем, например, дети афроамериканцев. И американские родители, которые работают в сфере IT, часто не разрешают детям идти в ногу со временем вовлекаться в мир цифры: многие богатенькие сотрудники Кремниевой долины – внезапно – преимущественно учат своих детей в вальдорфских школах, которые принципиально не используют никакие технологии. Также, наверно, все знают, как в своё время Стив Джобс на вопрос, нравится ли его детям IPad, сказал, что им не разрешается пользоваться гаджетами

Как-то несколько лет назад я наткнулась на смешной американский сериал «Смертельное оружие» (по мотивам культового фильма). В одном из эпизодов родители решили отдать младшего ребёнка в суперэлитный мегадорогущий детсад, но отбор детей был жесточайшим: в доме не должно было быть телевизора, ребенку категорически запрещалось смотреть современные мультфильмы, фильмы, иметь детские гаджеты и т.д. Можно, конечно, сказать, что это всего лишь сериал, однако, как мы знаем, в каждой шутке есть доля шутки.

В некоторых элитных школах Великобритании детям запрещается использовать смартфоны, планшеты и т.п. дрянь. Смотреть телевизор можно с 12 лет, пользоваться компьютером при подготовке к занятиям – с 14. И эти условия введены не только для школьного пространства, но и для дома (то есть родители тоже вынуждены подчиняться правилам школы).  

И родители платят бешеные деньги и не жужжат.

Возможно, какие-то элитные школы в России тоже тихой сапой так делают (у наших школ нет такой автономности, как у английских школ), но у меня есть сомнения. 

Старая добрая система получения знаний существует (будем отсчитывать с Я.А. Коменского) 4 века. Конечно, она неидеальна, как неидеален бедный наш мир, однако она работает. Уже на данном историческом витке многим психологам становится очевидно, что поколение, растущее на гаджетах и окруженное «цифрой», имеет кучу психологических болячек и перекосов. Как ситуация будет развиваться, нам ещё предстоит ужаснуться узнать, однако, возвращаясь к началу разговора, совершенно понятно, что чему-чему, а смартфону в школе делать нечего. Во Франции, например, смартфон в школу приносить запрещено. Кроме того, есть неглупые люди, которым ничего никому не надо доказывать, и они почему-то дают своим детям книжку А.Барто, а не планшет – и это должно вроде как наводить на интересные мысли.

Может, эти мысли когда-нибудь посетят и наших чиновников. 

Но это не точно.