За столетие до плаваний Васко да Гамы и Христофора Колумба хозяевами мирового океана были китайцы. В начале XV века китайские флоты адмирала-евнуха Чжэн Хэ доплывали до Африки и привозили на родину живых жирафов. На пике своего развития его флот насчитывал более 300 кораблей и около 27 000 моряков. Его целью было показать мощь Китая всему миру и установить отношения со всеми странами, которые только удастся встретить.
Некоторые историки даже считают, что китайский флот побывал в Америке и Австралии, и этому есть некоторые подтверждения — например обломки древних и огромных кораблей у берегов Австралии, или курицы в Патагонии, которые не могли попасть туда никак, кроме как морем.
В любом случае, ровни ему в те времена не было. Секретом успеха китайских флотов были их инновации в области хранения еды — многие из них европейцы смогли повторить лишь через столетия.
Имбирь и пророщенная соя как средство от цинги
Цинга на протяжении тысячелетий была главной угрозой для европейских моряков. Во время своего плавания в Индию, Васко да Гама потерял от нее ⅔ команды. К цинге приводит дефицит витамина C — лишь в XVII веке европейские мореходы начали включать в рационы моряков лимонный сок и цитрусы, и свели болезнь на нет.
Китайские моряки никогда не знали цинги, потому что обожали имбирь, который содержит витамин C. 100 грамм имбиря обеспечивают около 5 мг витамина — примерно в 10 раз меньше, чем апельсин. Не так уж много, но даже в объемах в разы ниже суточной нормы витамин C способен защитить организм от цинги — болезнь развивается только при его полном отсутствии.
Флот Чжэн Хэ возил имбирь в кадках, чтобы он был всегда свежим. Также витамин С содержали цитрусы помело, в котором витамина С больше, чем в лимонах и апельсинах (61 мг на 100 г). Когда свежие овощи и фрукты заканчивались, моряки проращивали сою — ее ростки богаты разными витаминами, в том числе и C (19 мг на 100 грамм).
Нешлифованный рис от бери-бери
Бери-бери — еще одна классическая моряцкая болезнь, от которой особенно часто страдали японские моряки, вплоть до конца XIX века. Болезнь проявляется рвотой и диареей, слабостью, отеками и поражениями нервных тканей. Если вовремя ее не вылечить, могут отказать ноги или руки.
Бери-бери вызывает дефицит тиамина, или витамина B1. Это вещество содержится во многих продуктах, и, как правило, болезнь бывает у тех, кто питается почти исключительно шлифованным рисом. Поэтому чаще всего бери-бери встречалась у азиатских солдат и моряков в долгих походах и кампаниях, когда овощи, фрукты и мясо заканчивались, но запасы главного стратегического злака еще оставались.
Китайские флотоводцы, по-видимому, уверенные, что разнообразие всегда идет на пользу, предписывали морякам питаться смесью шлифованного и нешлифованного риса, таким образом спасая их от мучительного заболевания.
Консервация
Китай имеет древнейшую традицию консервации овощей и фруктов — и она очень помогала морякам получить доступ к почти любым витаминам, а также к полезным бактериям, полезным для иммунитета и пищеварения.
Китайские моряки сохраняли фрукты и овощи самыми изобретательными способами. Фрукты сушили или карамелизировали. Груши, побеги бамбука и виноград закапывали в песок, а овощи солили и мариновали в уксусе с сахаром.
Служебные выдры
На кораблях Чжэн Хэ всегда в изобилии была свежая рыба. Она была важна для моряков как источник белка и полезнейших ненасыщенных жирных кислот. Ее ловили весьма оригинальным способом: с помощью пары выдрессированных выдр, которые ныряли в море по двое, окружали косяки рыб и загоняли их в рыбацкие сети. Чтобы животные случайно не уплыли в открытое море, их привязывали к кораблям цепочками.
Почему великие достижения Чжэн Хэ были утеряны?
Несмотря на невероятный успех миссий Чжэн Хэ, его достижения были очень скоро забыты. После возвращения флота из последней экспедиции, к власти в Китае пришла антиэкспансионистская и изоляционистская фракция. Ее лидеры считали, что Китай должен развивать внешнюю политику лишь с ближайшими соседями и не тратить деньги и средства на далекие экспедиции.
И в этом было здравое зерно — в отличие от европейцев столетием позже, китайцы не бросились завоевывать новые земли, и выкачивать из них ресурсы. Поэтому выгоды от страшно затратных экспедиций бюджет не получал. Зато ресурсы потребовались для защиты от монгольской угрозы на границе. Разрешение на последнее плавание в 1431 году Чжэн Хэ получил уже с огромным трудом, а в 1433 году умер, возвращаясь в Китай.
Вскоре после возвращения экспедиции император под давлением чиновников приказал сжечь корабли и ввел запрет на дальние морские походы. Дошло до того, что в стране запретили строить корабли более чем с двумя мачтами. Империя отказалась от дальней морской торговли. А имя Чжэн Хэ было стерто из истории Китая. Лишь в нулевых талантливого евнуха вернули в список национальных героев, стали публиковать книги о нем и строить ему памятники.
Тем не менее, кое-какое культурное наследие флот все же оставил. Город Малакка на Малайском полуострове, который стал ключевым и богатейшим портом региона, вырос как база для китайских судов. Многие моряки и снабженцы флота осели в Сингапуре, Индонезии, Малайзии, Таиланде и Вьетнаме, сформировав очень могущественные китайские диаспоры.
Кто знает, что было бы, если бы Китай не забросил свои морские достижения? Пишите ваши версии в комментарии⬇️
И обязательно подписывайтесь на нас в Дзене и Telegram, чтобы читать еще больше удивительных историй о том, как еда формирует историю!