С 13 декабря 2023 года из Нижнего Новгорода начнут курсировать прицепные вагоны Нижний Новгород - Минск, в составе поезда №149 Самара-Минск,
сам поезд ходит 1 раз в неделю неспешным маршрутом, через Сухиничи-Тулу-Пензу, а прицепные вагоны будут ходить ещё реже - 1 раз в 2 недели.
Маршрут прицепных вагонов Нижний Новгород - Минск ещё более экзотичный, они следуют в составе поезда №149/150 от/до Пензы, далее самостоятельно идут через Саранск и Арзамас в Нижний Новгород,
время в пути для прямых пассажиров огромное: маршрут "искуственно" удлиннён плюс огромное количество технических остановок под скрещениями и сменами локомотивов.
Общее время в пути Нижний Новгород - Минск 42:29.
Для сравнения самый скоростной маршрут с использованием Ласточек с пересадкой по Москве составит 13:12 при движении из Минска и 13:15, при движении из Нижнего Новгорода, но пассажир целый день будет в пути.
При использовании ночного ПДСа время тоже комфортное 14:31 при движении из Минска (Минск-Москва поездом 28 и Москва-Нижний Новгород поездом 703) и 14:02 при благоприятных условиях (Нижний Новгород поездом 707 и Москва-Минск поездом 27).
Прицепная группа вагонов Нижний Новгород-Минск пока будет состоять из 2 вагонов: К и Пл, стоимость проезда по полному маршруту К от 8790 рублей, Пл от 6951 рублей, мягко говоря не скромно.
Для сравнения с пересадкой в Москве проезд при разных вариантах будет стоить:
Дневная сидячка в 2 Ласточках 2430+1076=3506 рублей
ночной Пл+Ласточка сидячка 3600/4142+1076=4676/5248 рублей
Ночное купе+Ласточка бизнес 5114/6326+3440=8554/9766 рублей
То есть при движении с пересадкой по Москве проезд при условно равной комфортности, стоимость проезда по полному маршруту меньше или сопоставима.
В итоге имеем, новые вагоны беспересадочного сообщения Нижний Новгород - Минск проигрывают варианту с пересадкой в Москве, и по времени в пути, и по стоимости проезда, и по регулярности движения.
Если предположить, что данные вагоны предназначены для обслуживания пассажиров на участке Ельня-Сухиничи-Козельск-Тула-Узловая-Ряжск-Моршанск, то со всех этих городов добраться будет удобнее с пересадкой через Москву и через Рязань в случае с Ряжском, ну может ещё Моршанску эти вагоны будут подходить лучше, чем пересадка.
Поэтому назначении этих вагонов больше похоже на галочку в графе "выполнено" для беспересадочного сообщения Нижний Новгород - Минск.
А вот решение вопроса необходимости прямого сообщения между Минском и Нижним Новгородом, можно было реализовать путём запуска транзитного для Москвы прямого поезда, пропуская его периоды не активной работы диаметров, по аналогии с поездом Минск-Смоленск-Архангельск.
Этот потенциальный поезд, кроме прямых пассажиров Минск - Нижний Новгород хорошо бы населялся по Москве в оба направления.
Примерный график его мог выглядеть так:
Минск - Москва - Нижний Новгород
Минск 19:30
Москва-Смоленская/Белорусский вокзал 5:10-5:22
Нижний Новгород 10:50
Нижний Новгород - Москва - Минск
Нижний Новгород 19:40
Москва 1:10
Минск 10:50