1982 год, Антарктика. Учёные улавливают сигнал неизвестного происхождения откуда-то среди снегов. Сигнал приводит прямиком к инопланетному кораблю, находящемуся глубоко по снегом. Корабль очень быстро пропадает из фокуса внимания учёных, когда они находят рядом с кораблём вмёрзшую в лёд тушку пришельца. Никто не ожидал, что пришелец может оказаться живым. И уж тем более никто не ожидал, что пришелец будет так агрессивно настроен по отношению к незадачливым исследователям…
2011 давно позади, и сейчас, на фоне всеобщей ремейкизации и феминизации, вместе с прочим разнообразием, приквел «Нечто», с его попыткой разбавить тестостероновый оригинал, выглядит вполне себе невинно. Хотя бы уже на том основании, что смена главного героя в этой истории не оказала какого-то влияния на итоговый результат.
Новое «Нечто» создавали с готовой подушкой безопасности, представляя версию событий, которые предшествовали оригинальному фильму. Ведь если вспомнить, прежде чем потревожить американцев, пришелец знатно пошуровал на норвежской станции. В интервью, разумеется, всячески расшаркивались перед произведением Карпентера, объясняя своё решение делать приквел именно из уважения к оригиналу.
Хотя если вдуматься, на что они рассчитывали? Развивать историю, двигаясь в обратном направлении? Найти корни монстра? На корабль было всем плевать ещё в фильме Карпентера. В оригинальном произведении всё завершалось находкой недостроенного летательного устройства, с помощью которого «нечто» собиралось покинуть станцию/планету. В «Нечто» 1982 года можно было обойтись без этого.
Ещё есть один момент, который учли авторы самой первой экранизации «Нечто» - в повести корабль был благополучно уничтожен при попытке его вскрытия. Поэтому исследователи сконцентрировались на исследовании пришельца. Авторы приквела уже были повязаны сценарием карпентеровского «Нечто», отчего решили добавить отсебятину в виде событий на корабле.
Можно сделать скидку на то, что события фильма происходят в крайне сжатые сроки – особенно по сравнению с неповторимым оригиналом. В общем, пока норвежцы ждут прибытия главной героини, все их достижения ограничиваются организацией логистики прямиком к кораблю. У скучающих скандинавцев наконец-то есть повод оттянуться. В то же самое время хитрый доктор Сандер надеется присвоить все лавры открытия себе.
Дед предвидел, что Титаник пойдёт ко дну. Он кричал: «Не садитесь на корабль!», но его предупреждения были напрасны. В итоге ему дали люлей и выгнали из кинотеатра. Аналогично тяжела и женская доля в этом фильме. Героиня Мэри Элизабет Уинстед, очевидно, выбранная на главную роль из-за схожести с молодой Сигурни Уивер, либо рассеяно пялится на что-либо с открытым от изумления ртом, либо пытается воззвать к голосу разума, если такой конечно есть у дремучих полярников.
Основная проблема приквела в том, что даже местами разыгрываясь абсолютно по тем же нотам, что и в оригинальном фильме, он совершенно неспособен напугать. Клипмейкер Маттис ван Хейниген ныне винит студию за постоянные вмешательства. И в интернетах очень даже надеются, что когда-нибудь свет увидит его режиссёрская версия. Но вопрос только в том, а что она может предложить вместо итогового материала?
Общеизвестно, что «Нечто» снимали, насколько это возможно, по старинке. После чего студия резко перенесла дату премьеры на полгода вперёд, переснимая и перемонтируя материал в спешном порядке. Всё, что можно было бы рассказать о персонажах, было урезано. Некоторые спец-эффекты не успели нарисовать, отчего эпизоды тоже были удалены. И самое печальное – все труды команды Алекса Гиллиса и Тома Вудраффа оказалилсь похоронены под небрежным рендерингом поверх отснятого материала. Чтобы понять всю серьёзность положения – последний кадр, требующий обработки, подвергался таковой всего за день до премьеры.
Ван Хейниген вынужден был переобуваться на ходу. Сперва он публично заявил, что эффекты пойдут фильму на пользу. А когда позже покинул Голливуд на веки вечные, заявил обратное. Понять постановщика, конечно, можно. Тем более, что он рассчитывал на потенциальное развитие истории. Не так давно в сети появилась информация, что в следующий раз с инопланетной нечистью пришлось бы сражаться нефтяникам посреди океана. Как минимум хороший зачин для эффектного финала, в котором можно будет взорвать всю платформу.
Хорош ли был исходный материал, или плох, чем руководствовалась студия – науке не известно. Итоговый материал по сравнению с оригиналом получился откровенно пресным и бесхребетным. Там, где, казалось бы, можно развернуться фантазии, присутствуют совершенно банальные творческие решения. Из всех трюков пришельца действительно впечатляет лишь один, в котором тот, так сказать, разводит руками. Марко Белтрами бряцает заурядные партии, не откладывающиеся ни в голове, ни в ощущениях.
Самое же главное, что в конечном итоге, понимаешь абсолютную ненужность этого фильма. И дело тут не в том, что его финал, в общем-то, предсказуем. Другая героиня, другой тест. Но всё те же огнемёты, топоры, твари, да холод. И, якобы, «эффектный» финал, в который наконец-то включают злополучный корабль, не даёт фильму ну совершенно ничего.
А что же Джон Карпентер? Автор оригинала всегда искусно уходит от вопросов, касающихся его любимого творения. Он не дал окончательный ответ – Чайлдс или МакРиди? И точно так же он до сих пор не дал обратную связь по поводу снятого приквела. Но в принципе несложно догадаться, что же Карпентер думает по поводу всего этого. Ведь в своё время режиссёра спросили, что он думает по поводу десятка сиквелов «Хэллоуина» - на что он ответил: «Знаете, очень приятно с утра получить конверт с авторскими отчислениями».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.