Такая проблема существует у некоторых школьников. Не могут отвечать у доски, а иногда и с места. Молчат, опускают глаза, впадают в ступор, явно переживают из-за этого.
Причины таких проблем
1. Не хотят получить плохую оценку. Самая распространённая проблема. Дети предпочитают отмолчаться, в надежде, что их спросят потом, чем получить плохую оценку. Кроме того, есть случаи, когда за плохую оценку могут поругать родители, "порадоваться" одноклассники.
А ещё для некоторых детей публичный ответ, это выход из зоны комфорта, к ним можно добавить стеснительность и неуверенность.
2. Вдруг ошибка?Некоторые дети заранее переживают, что допустят ошибку и это повлияет на оценку. А это в свою очередь отразится на отношении со сверстниками и родными.
3. Неуверенность в себе. Даже если ученик точно знает, что всё выучил, он может не доверять самому себе и думать, что не очень хорошо подготовился.
Все эти страхи могут накладываться один на другой, вызывая ещё большее беспокойство.
Влияет ли это на качество жизни?
Ещё как влияет. Ведь ученик, даже хорошо подготовившись и выучив, получает порой оценку ниже. Ему обидно, он не находит понимания и не знает, как найти выход из тупика.
Советы для детей, которые не могут отвечать у доски
- Примите свои чувства и переживания. Испытывать неуверенность или волнение у доски - нормально. Главное: найти способ или человека, который вас успокоит и даст понять, что всё хорошо. Это может быть учитель, товарищ, мама. Держать всё в себе не надо.
- Самооценку можно повышать. Для этого надо запомнить, что допустить ошибки можно. На ошибках учимся. Этого не надо стесняться. Помните, вы отвечаете у доски, пусть с ошибками, это уже достижение. В другой раз вы будете смелее и увереннее в себе, ведь вы преодолели страх сегодня, а завтра он уйдёт сам.
- Навыки выступления на публике надо тренировать. Можно даже репетировать, готовясь к урокам. Чем лучше вы подготовлены, тем меньше места для волнений. А чтобы не беспокоиться, можно придумать способы помощи. Например, кто-то из класса во время ответа будет кивать головой и молча поддерживать. Или заготовить карточки с ключевыми словами, куда вы будете подсматривать.
- Техника релаксации тоже поможет в нужный момент. Глубокое дыхание или просто "уединение" перед выходом к доске. Ваша задача - успокоиться и собраться с мыслями.
- Не стоит сразу высоко ставить планку. Можно установить маленькие цели и постепенно двигаться к успеху.
- Добились маленького успеха, запомните, каким способом вы его добились и используйте в следующий раз. Из маленьких успехов придёт большая победа. Победа над собой.
- С учителем не стесняйтесь поговорить о своей проблеме. Именно он поможет вам преодолеть преграду и будет более понимающим в отношении ваших переживаний.
Эти советы скорее для детей среднего и старшего звена. А как быть малышам? Именно в этом возрасте учитель замечает такого рода проблемы. Он не должен оставаться безучастным. Обязательно надо привлекать родителей и психолога. Не стоит ждать, когда само всё пройдёт.
А уж примеров, когда дети стоят у доски и не могут слово сказать, много. Надо им помочь!
А вы сталкивались с такими проблемами в школе, когда учились сами или, где учатся ваши дети и внуки?