В Пекине завершился международный форум «Один пояс – один путь». По официальному сообщению МИД Китая, представители более 140 стран выразили готовность присоединиться к этому проекту.
«Один пояс – один путь» еще с 2013 года рассматривается руководством Китая в качестве амбициозной концепции международного сотрудничества в рамках возрождения средневекового Великого Шёлкового пути. Он предусматривает кооперацию разных стран в транспортных, логистических, торговых сферах и других областях экономики, включая и культурно-гуманитарное направление.
Об этом в самом начале этого «Одного пути» так заявлял его автор и инициатор - лидер Китая Си Цзиньпин: «Эта великая идея, охватывающая время и пространство, исходит из глубин истории, объединяет древние и современные времена, соединяет Китай и зарубежные страны, соответствует тенденциям мира, развития и взаимовыгодного сотрудничества, несет в себе мечту о развитии и процветании стран нового Шёлкового пути».
Да уж, лучше и красивее, чем эта новая китайская мудрость, и не скажешь. Хотя все-таки возникает вопрос: какую выгоду могут просматривать для себя упомянутые Си Цзиньпином зарубежные страны, если главная, по сути, цель проекта – облегчение экспансии экономики Китая в страны его основных партнеров Западной Европы? Разве что в качестве неких сателлитов, предоставляющих свои территории для осуществления известной китайской поговорки: «Хочешь стать богатым — построй дорогу».
В ее рамках Китай планирует строительство современного автошоссе из своего западного Синьцзян-Уйгурского автономного округа через Казахстан, Оренбургскую и Смоленскую области России, Белоруссию и далее в Европу. В перспективном проекте также прокладка высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань и далее до Пекина.
Правда, от всей Европы на этот форум в Пекин прибыл только один лидер только одной страны – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, составивший компанию президенту России Владимиру Путину. А вот руководители европейских стран с крупнейшими экономиками – Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Испании в Пекин не прибыли. Их, по версии российских федеральных СМИ, сюда не пригласили. Хотя именно страны Евросоюза являются крупнейшими после США торговыми партнерами Китая, и именно в них должен прийти конечный пункт нового китайского Шелкового пути.
А так ли уж нужен России этот китайский «Один путь»? У нас же есть Транссибирская железнодорожная магистраль, тот же БАМ, да и Северный морской путь уже зафиксирован президентом России в ряду приоритетных проектов развития.
Конечно, эти пути-дороги пока далековаты от ранее объявленной тем же Владимиром Путиным собственной российской разработки «Один путь» - «От Лиссабона до Владивостока», но хотя бы Владивосток с Калининградом на границе с Европой даже нынешние трассы связывать худо-бедно, но могут.
И вообще, насколько сочетается проект Си Цзиньпина «Один пояс – один путь» с концепцией Владимира Путина о многополярности мира? Ведь ряд экономических аналитиков считают, что этот «Один путь» прежде всего прокладывает дорогу именно Китаю к переделу мирового экономического и финансового порядка и соответственно лидерству в этих областях. Это и есть, по сути, закрепление за Китаем огромного пространства евразийского континента.
При этом на географических соседей и предполагаемых партнеров Китая по проекту «Один пояс – один путь» оказывается определенное давление в виде условий для получения китайских инвестиций.
На этом фоне как-то подзабылось о существовании собственного экономического образования – Евразийского экономического союза (ЕАЭС), декларацию о создании которого подписали еще в 2011 году президенты России, Белоруссии и Казахстана и к которому позже присоединились Киргизия и Армения.
Этот союз, как говорится в его официальных документах, с самого начала был «нацелен на создание тесного экономического объединения стран, входивших ранее в СССР и глубоко завязанных на экономическое (и политическое) сотрудничество с Россией».
А пока Владимир Путин так подвел итоги этого своего визита в Китай на пресс-конференции в Пекине: «Три часа мы разговаривали с Председателем КНР, все и не расскажешь. Это вся двусторонняя повестка, ее много, много там вопросов — это экономика, финансы, политическое взаимодействие, на международных площадках совместная работа. Обсуждали довольно подробно и ситуацию на Ближнем Востоке. Я проинформировал Председателя о ситуации, которая складывается на украинском треке».
А вот до обсуждения российской территории Большого Уссурийского острова на реке Амур под городом Хабаровском, полностью включенного полтора месяца назад на официальных китайских картах в состав этой страны, дело, судя по всему, так не дошло. Как и до недавних переименований министерством природных ресурсов КНР городов и географических пунктов российского Дальнего Востока на китайский лад. По крайне мере, об этом ничего не сказано в официальных документах встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина.
Автор: Евгений Козуб, независимый автор из Владивостока
Подборку статей автора читайте по ссылке