Встречали нас из роддома всей дружной компанией. Даниил и Иван принимали из рук медсестры драгоценный кружевной конверт.
- Так кому отдавать?- улыбалась женщина, глядя на моих мальчиков.
- Самому главному. - показал на сына Даня.
Ване положили на ручки сестренку. Он нежно поцеловал ее в пухлые щечки и отдал папе. Потом уткнулся мне в живот и заплакал.
- Сыночек мой! Что случилось? Родной!- присела и обняла сына.
- Мамочка! Я так долго ее ждал! Она такая красивая! Как принцесса!- все ждали принцессу. И все плакали от счастья.
Папа с детьми вышли из здания. Это знаменательное событие опять снимала бессменный " летописец" нашей семьи Клара. Дедушки, бабушки, подруги с мужьями, все отправились к нам. Быстро накрыли стол.
- Аня, а ведь мы младшенького хотели назвать Аликом. Потом решили, что девчачье имя. Передумали.- шептала свекровь.- Теперь у нас есть Алиночка.
И опять я вспомнила старушку. Она ведь настаивала на этом имени. А сын Татьяны погиб-то в июле. Как все интересно! Решила выкроить время и съездить на кладбище, поговорить с бабушкой.
Когда гости разошлись, мы втроем уселись на кровать, положили нашу принцессу и зацеловали ее всю. Ванюшка после купания даже песни сестре пел , сидя рядом с кроваткой.
Потом мы оставили папу с дочкой, а сами ушли в его комнату. Легли под одеяло, обнялись, как раньше, сын рассказывал мне последние новости, хвалился успехами. Как же я соскучилась по этим теплым мягким ручкам.
- Мам, я ж теперь старший. Большой. Буду тебе помогать. Ты только говори , что делать. Я и гулять с Алиной могу сам во дворе. Правда, она у нас самая красивая? На меня похожа.
- Конечно, сынок. Ты ж у меня красавчик! Я тебя очень люблю!- чувствовала себя самой счастливой.
Сын уснул, и я тихонько вышла из комнаты.
- Ань, у меня нет слов!- обнял муж.
- А они и не нужны. Ты просто поцелуй меня. Я так по вам соскучилась!
Мы постепенно привыкли к новому укладу своей жизни. Я уже выкраивала время даже для дневного отдыха. Мои мужчины помогали во всем. Бабушки не надоедали, но и без помощи не оставляли.
Девятнадцатого августа отмечали месяц нашей девочке.
- Дети, у нас есть новость.- встал Виталий Игнатьевич.- Мы решили купить домик на море. Внукам полезен морской воздух. А когда уйду в отставку, то мы с мамой совсем туда переедем. Московская квартира внукам.
- Пап, а деньги?- спросил Даня.
- Часть есть, а остальные займем в банке. Выплатим пока работаю .
- Мы уже присмотрели. Сейчас покажу.- достала смартфон Татьяна.- Вот.
Домик небольшой, ухоженный. В тихом месте, море рядом. В маленьком поселке есть все необходимые магазины.
- Дань, пойдем.- позвала на кухню мужа, пока все разглядывали фото.
- У нас же есть деньги. Давай родителям отдадим. Зачем в кредиты влазить?
- Ань, я тоже об этом подумал. Только возьмут ли?
- Возьмут. Я уговорю.
Вернулись к столу.
- А теперь я хочу сказать.- обратилась к присутствующим.- Не надо брать кредит. У нас есть деньги. Вот и покупайте домик. Думаю, хватит.
- Нет, нет! Зачем? Вам самим потребуются.- замахала руками свекровь.
- Если откажетесь, то я не разрешу детям там отдыхать! Выбирайте.- все уставились на меня. Повисла тишина в комнате.
- Аня!- попыталась вразумить меня мама Таня.
- Ваше решение?- прервала ее.- Папа Виталий?
- Ну хорошо! Раз так ставится вопрос.
- Я ж говорила, что уговорю!- повернулась к мужу.
- Ань, ты шантажистка!- обняла меня свекровь.- Разве можно так пугать?
- А с вами нельзя по другому. Пришлось применять запрещенный прием.
- Мать, они правы. Лучше мы эти проценты им отдадим. И дача им . С собой ничего не заберем.- умные слова сказал Виталий.
Через две недели караван из дву машин отправился на юг. В грузовую загрузили нашу старую мебель, бабушки еще много чего ценного туда повезли. Мужчины махнули рукой и только молча наблюдали за сборами. Ванюша опять уехал от нас на отдых. Осмотрев и ощупав все руками и глазами, деды решили, что домик маловат. Надо еще пристроить пару комнат ну и так, по мелочам благоустроить территорию.
- Ну все! Началось!- откинул голову и закатил глаза Даня.- Они давно мечтали об этом.- Теперь года через два там многоэтажный особняк возведут с бассейном всесезонным. Внукам же простор и теплая водичка нужна.- передразнил маму сын.
- Ты таким же будешь!- смеялась над мужем.- Уже сейчас для детей гнездо вьешь, а внукам... Боюсь представить, дед.
Мы росли. С капризами и бессонными ночами. У нас болел животик, и резались зубки. Все как у всех. В ноябре опять поехала на кладбище. Дочь осталась с папой и братом. Он вернулся с бабушками с моря. Вытянулся, повзрослел. На следующий год мой , как мне все еще казалось, маленький сынок пойдет в школу. Он уже бегло читал, хорошо считал. Спасибо бабушкам, они много занимались с внуком. Освободив меня от этого на время.
Сегодня годовщина у Олега. Кто-то возмутится. У меня другая семья, муж, дети, а я все хожу на могилу к бывшему. У нас так. И Даня не против, наоборот, мы вместе приезжаем наводить порядок. Однажды спросила его по этому поводу. Как относится к моим нечастым визитам.
- Ань, я никогда не был знаком с Олегом, но безмерно ему благодарен за сына. Без его согласия ты б не усыновила Ваню. Просто б не встретилась с ним. Он стал ему отцом. Сын хоть мало помнит, но только хорошее. Все мы правильно делаем.
И еще. Нельзя бросить, забыть. Кроме нас к нему никто не приходит. Ну, да. Могила-просто холмик земли с останками бренного тела. Главное - душа. Возможно так считает его мама. Ее право. А мы будем посещать и ухаживать.
Сегодня приехала ни только к Олегу, но и хочу встретить ту старушку. Сказать спасибо. Вот не могу забыть ее, часто вспоминаю.
Опять Олег смотрел с улыбкой на меня. Как всегда поделилась новостями. Посидела и поспешила к выходу. Дождь накрапывал. Подошла к скамейке. Никого. Постояла, поискала глазами. Вдруг увижу среди могил. Нет ее нигде. Решила зайти в небольшое здание у входа. Там сторожа, рабочие всегда сидят.
Вошла. Мужчина лет шестидесяти пил чай.
- Здравствуйте! Может сможете помочь мне.- обратилась я.- Там на скамеечке всегда сидела бабушка. Где ее можно найти?
- Матрена, что ли?- описал женщину.
- Да! Она.
- Так померла она еще весной. А вы ей родственница?- рассматривал меня.
- Нет. Мы случайно несколько раз виделись. А могила ее здесь?
- Да. Тут. Недалеко от той липы. Пойдем покажу.- пока мужчина одевался, я купила цветы в ларьке рядом.
Мы подошли к большой территории, огражденной невысокой оградой.
- Вот. Тут все. Муж, дети.- шесть надгробий стояло в ряд. Без фотографий. Только имена и года рождения и смерти. Положила цветы на свежий холмик.- Чудная она была. Все знала. Мы познакомились тоже на скамейке. Плохо мне стало. Присел. А она и говорит. Болеешь ты от злобы. Прости всех обидевших тебя, легче станет. К врачу иди пока еще время есть. И что вы думаете? Пошел. Придавило здорово тогда. А у меня опухоль в пограничном состоянии. Еще б месяц и все. Рак! В церковь не ходила. Своим богам молилась. Она говорила, что главное семья, любовь. Любовь ко всему живому. А живое все. У всего есть душа. Ее надо видеть и слышать. Чудная была, одним словом. Представляете, продала квартиру. Купила себе памятник при жизни. Сходила к юристу. Расписала все свои похороны. Сняла комнатку себе, а остальные деньги потратила на дом малютки. Не просто перечислила, а купила необходимые вещи детям. Чудная, говорю ж. Послушайте, а не вам ли она конверт оставила? Мы дружили с ней. Часто беседовали, чай пили. Это я после ее смерти узнал, что она ж шибко ученая была в свое время. Умерла-то на сто пятом годку!
- Не знаю. А что на конверте написано?
- Пошли. Сейчас покажу.- вернулись в домик.- Провидицей что ли была? Такое иногда людям говорила...
Мужчина полез в старый шкаф и достал запечатанный конверт. Протянул мне.
" Жене Олега. АННЕ." каллиграфическим подчерком написано сверху.
- Я Анна. Здесь у меня супруг Олег.
- Значит тебе. Забирай.
- Спасибо! - оставила ему пакет с гостинцами и пошла к машине.