И которое можем приблизить все вместе
Я как-то всегда скептически относилась к заверениям доморощенных духовных практиков о том, что Вселенная нас слышит. Как по мне, слишком самонадеянное заявление - а то ей делать больше нечего, Вселенной-то.
Лично мне достаточно того, что нас слышат хорошие и дельные люди, энтузиасты и единомышленники.
На следующий день после публикации поста о Трансроссийском веломаршруте со мной в ВК связались лидер движения VeloRussia* Антон Сазонов и его коллега Ксения Салазанова.
Вечером мы созвонились и решили, что а давай ты сделаешь нормальный текст подвижнический труд по развитию отечественного велотуризма вполне заслуживает отдельной статьи.
Итак, VeloRussia - Российская сеть веломаршрутов
VeloRussia - инициативное сообщество, действующее в интересах велотуристов России, ориентированное на импортозамещение в спортивном туризме (отечественный аналог EuroVelo), реализуемое АНО "Планета" (г. Уфа).
Глобальная цель VeloRussia - пропаганда велотуризма, приобщение к массовому спорту и ЗОЖ посредством создания в России комфортной и современной инфраструктуры, объединяющей главные маршруты России, а также самые интересные природные и рукотворные достопримечательности нашей огромной и прекрасной страны.
Ценность идеи, в общем-то, очевидна: потому что помимо самих велотуристов всех мастей и предпочтений, в выигрыше оказываются все, особенно регионы и муниципалитеты, получающие понятный бонус в части развития территорий и малого бизнеса, обусловленного притоком двухколесных путешественников.
Концепция сообщества строится на трех простых постулатах:
1. Единые стандарты для всех регионов России
2. Финансовая доступность реализации - в силу того, что строительство новых дорог не требуется, достаточно адаптировать существующие.
3. Относительная быстрота окупаемости - уже в первые годы реализации проекта организаторы обоснованно прогнозируют рост потока велотуристов в обустроенных сегментах. Понятие обустроенности в данном случае включает веломаршруты по дорогам с низким автотрафиком, гарантированные места для ночевок в пределах дневного перехода и посильные уклоны до 10% (возможность ехать, не спешиваясь даже для не самых подготовленных туристов).
Таким образом, основные элементы благоустройства по стандарту VeloRussia - это навигация, места отдыха, информация по маршруту, дающая заранее планировать сценарий велопутешествия и разметка.
Как уже упоминалось, акцент проекта - не просто "покататься", но познакомиться с достопримечательностями регионов России.
Ожидаемый результат к 2030 году - охватить европейскую часть России (49 регионов).
Исследования VeloRussia, или для кого это все?
Закономерно, что прежде чем осчастливить кого-то, даже бескорыстно и с лучшими намерениями, мы задаемся, как минимум, двумя главными вопросами: а нужно ли то, что мы делаем, кому-то кроме нас и если да - то кому? Иными словами, выявляем целевую аудиторию проекта.
Исследования VeloRussia проводились на основе двух самых распространенных и надежных способов исследованиях аудитории:
1. Опроса целевой группы
2. Данных Яндекс.Метрики - то есть, попросту, анализа группового усредненного портрета посетителей сайта.
Итого, ядро целевой группы (79,6%) составляют люди в возрасте 25-54 лет (то есть совершеннолетние, право- и дееспособные, экономически самостоятельные). Из них 69% - это мужчины.
При этом уровень доходов целевой аудитории, преимущественно средний или выше среднего.
В качестве среднего взято значение медианой среднемесячной заработной платы в российской экономике за 2021 год - 35 370 руб.
К слову, озвученный среднесуточный чек без ущерба семейному бюджету (включая питание, ночлег, билеты в музеи, заповедники, национальные парки и т.д.) - 3000 руб.
87% опрошенных отметили приверженность принципам ЗОЖ, спорт и активный отдых в качестве хобби суммарно отметили 61%.
Отдельный блок исследований касался непосредственно запроса целевой аудитории - то есть того, как ее представители представляют себе велотуризм, какой режим прохождения веломаршрутов они считают оптимальным и какая техническая поддержка представляется им минимально достаточной.
Итак, целевая группа хочет и готова путешествовать на велосипедах по России, признавая ее туристическую привлекательность, но вынуждена выбирать европейские страны, т.к. они располагают в целом более развитой инфраструктурой, готовыми веломаршрутами и источниками информации о них.
Соответственно, у представителей целевой аудитории, фактически сформировался запрос на европейский тип велотуризма - самостоятельные путешествия с познавательным уклоном, простыми для прохождения дистанциями, комфортными ночевками и кафе, а также возможностью предварительной загрузки маршрута в трекеры и навигаторы.
Выводы и решения
На основании анализа целевой аудитории и ее потребностей, инициативная группа VeloRussia пришла к следующим выводам:
1. Целесообразности вовлечения самой целевой группы (велотуристов) в развитие велотуризма в России:
Никто лучше местных велотуристов не знает свои регионы. Таким образом, VeloRussia ставит себе задачу организовать целевую группу, оставив за собой модерирование процесса, обработку и структурирование информации, формулировку единых для всей России методик и стандартов российского велотуризма.
2. Трассировать маршруты под велопоходы, ввести и стандартизировать три типа веломаршрутов:
- региональные (5-7 дней)
- локальные (2-4 дня)
- местные (1 день без ночевки).
Все маршруты могут комбинироваться между собой, причем каждый маршрут в рамках общей концепции представьте собой готовое решение, включающее набор информации: трек, технические параметры, список достопримечательностей, рекомендации по инфраструктуре, легенду маршрута и справочные материалы по подготовке к путешествию.
Актуальная повестка VeloRussia
За время своего существования и продвижения проекта развития российской общедоступной велоинфраструктуры сообщество добилось не только общественной, но и политической поддержки. В настоящее время, по информации, предоставленной непосредственно Антоном Сазоновым:
1. В Правительстве РФ обсуждается возможность создания массовых благоустроенных пеших троп и веломаршрутов, причем проект VeloRussia рассматривается как наиболее проработанный и располагающий наиболее продуманной концепцией. В качестве источника финансирования рассматривается Нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства".
2. Вокруг VeloRussia планируется создать Общероссийское движение ВелоРоссия. Его цель - поднять повестку сообщества на федеральный уровень, создать реально работающий канал обратной связи (от велосообществ на местах).
Учредительная конференция по данному вопросу намечена на 5 февраля 2024 года, место проведения - г. Москва, государственный геологический музей им. Вернадского (Охотный ряд).
3. Если лично и конкретно ВЫ считаете, что со своей стороны можете помочь проекту, выступить представителем в своем регионе, предложить интересные идеи развития инфраструктуры российской велотуризма - вэлкам! Вы всегда можете связаться с организаторами любым из доступных способов, предложенных на сайте VeloRussia или написать лидеру проекта Антону Сазонову.
От себя: мы так часто и со вкусом жалуемся, что все плохо и с нами не считаются. По-моему, это достойный повод переломить ситуацию в свою пользу и помочь самим себе. Потому что кроме нас это сделать некому. Осилим?
*Все упоминания НЕ на правах рекламы, исключительно из соображений идеологической поддержки и чувства солидарности.
Все права на приведенные статистические данные и визуальные материалы принадлежат VeloRussia.
Всех обнимаю и Ride On