Найти в Дзене

Мои любимые рок-композиции 1970-х. Часть 3.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Здравствуйте.

Как ни крути, как ни верти и ни дирижируй, всё равно многие меломаны, как и я сам, застряли в рок-музыке 70-х. Хотя мне по душе и 80-е с синтезаторами, ставшими полноценным участником рок-групп, и 90-е с постоянным поиском нового звука, да и коллективы XXI века иногда преподносят приятные сюрпризы. В 70-е всё же было больше неповторимого творчества, виртуозности музыкантов и самобытности. Но это лишь частный взгляд, и его при желании можно разгромить, приведя в качестве примера группу Nirvana с её смелостью, Radiohead с постоянными экспериментами или INXS с беспредельной харизмой. Или наоборот, пожурить автора, напомнив про The Beatles или Элвиса...

В первом и втором выпусках этой серии мы слушали композиции 70-х. Продолжим купание в бесконечном океане рок-музыки того десятилетия. Сегодня - ещё 10 песен, по одной за каждый год.

1970. Deep Purple. Black Night. Эта песня меня, школьника 80-х, вдохновила в своё время на то, чтобы броситься собирать альбомы легендарных Пёплов. Я копал что есть мочи, и постепенно через старшего брата и Серёжу-спекулянта, торговавшего пластами и записанными с них плёнками, разживался магнитофонными версиями, от Shades of Deep Purple и до Come Taste the Band. А уже позднее трясущимися руками ставил на бобинник свежеиспечённые Perfect Strangers и The House of Blue Light.

Black Night впервые выпущена синглом (c композицией «Speed King» из альбома Deep Purple in Rock на другой стороне) в июне 1970 года и поднялась до 2-го места в UK Singles Chart. Это первый сингл, обе стороны которого представляют материал, сделанный классическим составом группы, называемом «Mark II». Меня до сих пор нервирует вопрос, почему эта крутейшая вещь не попала на основные издания In Rock, за исключением мексиканского релиза.

1971. The Doors. Riders on the Storm. Песня с альбома L.A. Woman. По словам гитариста Робби Кригера и ударника Джона Денсмора, песня создавалась под вдохновением от композиции Джонни Кэша «(Ghost) Riders in the Sky: A Cowboy Legend». Трек включает в себя запись звуковых эффектов грома и дождя, при этом Рэй Манзарек играл на электрооргане, подражая звукам капель дождя.

Эта песня стала последней, записанной участниками группы вчетвером. Что стало потом с Джимом Моррисоном, мы знаем. 3 июля того же года он пополнил печально известный список "клуба 27".

1972. The Who. Join Together. Ещё одна песня другой британской группы, впервые выпущенная как неальбомный сингл. Солист The Who Роджер Долтри отмечает эту песню с положительной стороны, но утверждает, что поначалу скептически относился к использованию синтезатора.

Сингл имел успех, достигнув 9-го места в британском чарте синглов и 17-го места в американском Billboard Hot 100.

1973. Pink Floyd. The Great Gig in The Sky. Один из важнейших альбомов во всей рок-музыке - флойдовский The Dark Side Of The Moon. Большинство из нас знает его наизусть. Некоторые ругают пластинку за уход Pink Floyd от своих корней. Меня это совершенно не беспокоит, я его представляю вечной музыкой.

К представленной композиции отношение особое, она выбивается из общей канвы. Идея записать женскую вокальную партию пришла уже во время работы над альбомом. Алан Парсонс, инженер звукозаписи, предложил пригласить на запись вокалистку Клэр Торри. Перед работой в студии музыканты объяснили ей концепцию своего будущего альбома и конкретно «The Great Gig in the Sky», сообщив, что текста в ней не будет, и попросили просто поимпровизировать. По словам Криса Томаса, занимавшегося сведением альбома, «это была чистая импровизация, и это было потрясающе, записано прямо во время сведения». Ричард Райт отметил, что после исполнения вокальной партии «у меня мурашки по коже бегали… Ею не было произнесено ни слова, слышны лишь её стенания — но в этом было нечто, нечто соблазнительное».

1974. The Hollies. The Air That I Breathe. Скажу честно, впервые я услышал эту вещь уже в 90-х, в кавер-версии от группы Simply Red. Потом стал рыть глубже, и обомлел от оригинала. Эта баллада написана британско-гибралтарским певцом и автором песен Альбертом Хаммондом и Майком Хэзлвудом. В начале 1974 года он стал большим хитом для британской группы The Hollies, заняв второе место в британском чарте синглов. Инженер Алан Парсонс, работавший над песней, упомянул, что Эрик Клэптон сказал, что в первой ноте "The Air That I Breathe" было больше души, чем во всем, что он когда-либо слышал.

С песней связана интересная история. В нашумевшей композиции группы Radiohead 1992 года "Creep" используется аналогичная последовательность аккордов и общее мелодическое содержание с "The Air That I Breathe". В результате издатель песни подал в суд на Radiohead за нарушение авторских прав, и было достигнуто мировое соглашение, согласно которому Хаммонду и Хэзлвуду были предоставлены права на соавторство и часть гонорара.

1975. Scorpions. Robot Man. Яркий и чистый рок был у Скорпов в середине 70-х. Пожалуй, самый классный альбом того периода - их третий студийник In Trance. А эту песню вместе с другими ранними композициями Scorpions я впервые тоже услышал позднее, отстояв в очереди за пластинкой Best в одном из московских магазинов. Кажется, её выпустила Болгария, но не уверен. Во всяком случае, она стоила не так дорого, как фирменные винилы.

1976. UFO. Belladonna. Вошла в пятый студийный альбом британцев - No Heavy Petting. Кстати, соавтором этой великолепной баллады стал бывший участник Scorpions Михаэль Шенкер, тогда подвизавшийся гитаристом в UFO. Советские слушатели знают песню "Belladonna" по исполнению группы "Весёлые ребята" (1979) под названием "Мона Лиза". Вокалистом в ней был Александр Барыкин, позднее исполнявший её сольно.

1977. Talking Heads. Psycho Killer. Не только хард-роком единым, как говорится. Была такая классная вещица у американской рок-группы Talking Heads с их дебютного студийного альбома Talking Heads: 77. Её соавтор и исполнитель Дэвид Бирн позже отмечал: "Когда я начинал писать эту песню, я представлял себе Элиса Купера, исполняющего балладу в стиле Рэнди Ньюмана. Джокер и Ганнибал Лектер гораздо интереснее хороших парней. В фильмах все вроде как болеют за плохих ребят".

Британский журнал New Musical Express включил данную композицию в свой список «500 величайших песен всех времён», разместив её в нём на 234-й позиции.

1978. Smokie. Mexican Girl. Далеко не все относят этот британский коллектив к рок-музыке. Но ведь есть и спейс-рок, и арт-рок, и поп-рок, где почти не встретишь ревущих гитар и умопомрачительных барабанов. Пятый студийник Smokie - The Montreux Album - записывался в Mountain Studios в швейцарском Монтрё. Эту сладкую песенку с довольствием слушаю и сейчас. Успокаивает.

1979. Motörhead. Bomber. Чтобы оправдаться перед суровыми любителями тяжести, в конце статьи послушаем бескомпромиссного воина рок-н-ролла Лемми. Эта песня стала заглавным треком в третьем студийном альбоме британской хеви-метал-группы Motörhead. Композиция написана под впечатлением Лемми Килмистера от романа английского автора Лена Дейтона «Бомбардировщик».

Сингл добрался до 34 позиции британского чарта UK Singles Chart. А ещё песня заняла 48-е место в списке «Top 50 Metal Songs» по версии компании-производителя гитар Gibson.

Пока всё. Но ещё встретимся, рок-музыка 70-х весьма обширна. До встречи.

Подписывайтесь, будет ещё много музыки и новостей. На разный вкус.

О рок-альбомах и рок-исполнителях читайте подборку Рок-музыка.