Отдельной книгой пьеса "Мы, нижеподписавшиеся" Александра Гельмана была издана в 1980 году. Несколькими годами ранее ее охотно ставили не только в ефремовском МХАТе и товстоноговском БДТ, где спектакли по пьесам драматурга во второй половине 70-х стали непременной составляющей репертуара, но и на многих других сценах страны.
Фильм "Премия", вышедший на экраны в 1974 году, имел огромный успех. Не меньший успех ожидал и картину "Мы, нижеподписавшиеся" 1981 года, над которой работала режиссер Татьяна Михайловна Лиознова, женщина-легенда советского экрана.
Давайте посмотрим, что думал о своей пьесе сам автор, в чем видел предназначение этой остро-социальной истории.
"В сущности, я пишу об одном и том же, о явлении, для общества чрезвычайно опасном и мне глубоко ненавистном – для себя я называю это явление групповым эгоизмом. Оно проявляется тогда, когда люди объединяются во имя сугубо корыстных благ – экономических, карьеристских. Когда под маской заботы о деле истинные интересы дела, общества государства, права отдельной личности – попираются".
И вот еще очень интересно: "Я отношусь с огромным уважением к людям, которые вступают в борьбу с групповым эгоизмом и пишу свои пьесы для этих людей... Ибо ничего на этом свете не меняется до тех пор, пока не находятся люди, способные произвести эти изменения". (из предисловия к книге "Мы, нижеподписавшиеся". 1980 г.)
Фильм с отборным актерским составом был обречен на успех. В точке пространства - нескольких купе идущего поезда - сошлись дарования Леонида Куравлева и Ирины Муравьевой, Юрия Яковлева и Аристарха Ливанова, Клары Лучко и Олега Янковского, Николая Парфенова в роли проводника-хама. Действие, сопровождаемое стуком колес и время от времени музыкой Микаэла Таривердиева, вызывает необычайно сильные эмоции, друзья, согласитесь.
А теперь давайте посмотрим и вспомним замечательный фильм о принципиальном честном человеке.