Название этой пьесы автор менял трижды: "Жертва века", "Попечители" и, наконец, "Последняя жертва". Сам Островский считал, что написанная им буквально за пару месяцев история так и просится на сцену. И он не ошибся, публика приняла ее восторженно. В 1877 году Александр Николаевич лично руководил первой постановкой "Последней жертвы" на сцене Малого театра.
Сегодня мы вспоминаем версию комедии, созданную спустя сто лет на Центральном телевидении СССР режиссером Михаилом Козаковым. Он сам работал над сценарием "Попечителей", сделав линейное действие пьесы более объемным, и сам выступил в роли немногословного мудрого Наблюдателя.
Интересно, что телеспектакль Козаков снимал сразу после "Покровских ворот", которые публика пока что еще не видела. Съемки продвигались быстро, актерский ансамбль был подобран более чем удачный. Судите сами.
Вадим Дульчин - прожженный негодяй, игрок, наглый и самовлюбленный альфонс, этакий змей-обольститель, готовый на все ради денег, бесподобно исполнен Олегом Янковским. Его герой твердо уверен, что "на страстную любовь имеет право только женщина с большим состоянием".
Трепетно влюбленная богатая молодая вдова Юлия Павловна Тугина, потерявшая рассудок (и, следовательно, деньги) от любви к Дульчину, - красавица Елена Романова. Это одна из немногих главных ролей актрисы, но сыграна она бесподобно и тонко.
Порхающая и не в меру восторженная поборница "африканских страстей", начитавшаяся любовных романов Ирина Лавровна - экспрессивная роль очаровательной Елены Кореневой. В таком образе - развратной и легкомысленной девицы - актрису увидишь не часто. Особенно хороши любовные сцены, которые искрометно и легко разыгрывают Янковский и Коренева. Этот же актерский дуэт тремя годами ранее заставил нас трепетать во время просмотра картины Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", где история любви была совершенно иная.
К слову сказать, "Попечители" - последний телеспектакль с участием Кореневой, отъезд которой из СССР состоялся как раз в 1982 году.
Леонид Броневой с блеском играет в "Попечителях" Салай Салтаныча, которого автор устами Дульчина характеризует так: "Обалдуй-Оглы Тараканов, турецкий жид, армянский грек, туркмен, бухарец, восточный человек... разве в них жалость есть, он зарежет равнодушно".
Флор Федулыч с говорящей фамилией Прибытков прекрасно сыгран Юрием Горобцом. Это купец, хитрец и циник, знающий жизнь, сколотивший состояние и привыкший получить желаемое любым способом.
Хороши в фильме-спектакле Игорь Дмитриев, Виктор Борцов, Римма Маркова, Мария Скворцова, Валерий Носик, Лилия Евстигнеева и другие актеры. Каждый создает создает своего героя тонко и талантливо.
Закручивающаяся на глазах зрителя интрига с первых кадров сопровождается превосходной музыкой Александра Чайковского. В фильме-спектакле до мелочей воссоздана легкомысленная обстановка клуба, весьма подробно описанная Островским, вплоть до оркестра, лихо наигрывающего кадрили.
Азартная, динамичная постановка пьесы Михаилом Козаковым по праву считается одной из лучших. Предлагаем вам посмотреть фильм-спектакль в плеере ниже.
Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники
Мир телевидения и радио СССР для вас - на наших официальных каналах на Youtube "Гостелерадиофонд. Советское телевидение" и "Гостелерадиофонд. Советское радио". Присоединяйтесь!