Найти тему
Топ-топ арт

Поставить оценку за рисунок

Я сейчас веду речь о рисунке, как учебном предмете. Легко поймут меня те, кто имеет опыт художественной школы, художественного училища и так далее, где за учебные работы ставят отметки на просмотрах за полугодие или за четверть.

Вот скажите, коллеги, всегда ли вам казались справедливыми оценки, которые ставят учащимся на этих просмотрах?

В ДХШ несправедливость обижает и отбивает охоту к учёбе. А в учебном заведении, где от табеля успеваемости зависит в том числе стипендия, ещё обиднее...

А на самом деле, как педагоги выставляют оценки? По каким критериям, и что делать, если кто-то из них не согласен с большинством? А если методика преподавания и стиль педагога отличается от других? Всегда бывают проблемы.

На самом деле обычно оценки бывают более или менее адекватные. Педагоги все-таки люди профессиональные. Однако мне в разное время встречались объяснения, за что снижена ученику оценка, в таком примерно виде:

"Рисунок слабоват для третьего класса".

"Рисунок вялый какой-то".

"Рисунок правильный, но серый", или: "Роста не видно".

Думаю, вы можете и сами, из своего опыта, добавить таких эмоциональных образных "оценок". Много ли поймешь из всего этого? Что на самом деле не так у ученика в работах? Над чем трудиться дальше, что исправлять?

Скажете, это искусство и куда деваться от субъективности.

Ну да, конечно. Но ведь эти работы не относятся к сугубо творческим. Это работы учебные, и должно быть понятно, на каком этапе обучения что должно в них выполняться. Какие требования к ним именно в данный момент, в этом классе и семестре, можно предъявлять, а какие рано, и за что поэтому нельзя снижать оценку.

Ведь, например, 9-летнего ребенка нельзя ругать за то, что его рисунки не построены по правилам перспективы. Рано ему ещё... Вот закомпоновать в листе он уже что-то может, и объяснить это требование ему уже надо.

А если построение хромает в работе выпускника ДХШ, при том, что штриховка аккуратная, нарисованы все блики и пятнышки на предметах - всё равно это минус.

Попробую сообразить, какую оценку я поставила бы вот этой работе, итоговой в программе 4 класса художественной школы.

Учебная постановка. 4 класс ДХШ
Учебная постановка. 4 класс ДХШ

Вспомним схему последовательных задач в учебном рисунке, "пирамиду".

"Пирамида навыков"
"Пирамида навыков"

Довольно придирчиво здесь, на уровне ДХШ, нужно подойти к тому, насколько профессионально учащийся решает три первые задачи, они в основе умений. Компоновка (размещение в листе и пропорции), перспектива (построение) и объём форм, выявленный светотенью. Задачи тонального разбора ставятся, но строго оценивать их рано. А передача материальности предметов - это уж совсем факультативно, даже если штрих везде почти одинаковый и изящества в нём, мягко говоря, маловато.

По порядку.

1. Компоновка, я думаю, в этой работе нормальная. Все уравновешено и лишнего места тоже нет. С пропорциями предметов согласимся.

2. Перспектива сделана с пониманием дела, но некоторые мелкие ошибки всё-таки в рисунке есть. Чуть-чуть бы подправить эллипсы в крынке, кривоваты. Может быть, проверить перспективные линии, уходящие в левую точку схода, в построении утюга. Распределение света и теней достаточно убедительно. Даже на складках ткани. В целом неплохо решен объём, на четыре.

3. Тон предметов несколько неопределенный. Ясно видно только, что кружка светлая, а с утюгом и крынкой картина не совсем ясная, что из них темнее. Кажется, утюг. И понятно, для рисовальщика на этом уровне все-таки ещё сложно разобраться в тоне, когда еще и фон постановки тёмный. Передача тона так себе, три.

4. Насчет материальности и техники штриховки говорить, собственно, нечего. Никакой материальностью и иллюзорностью здесь и не пахнет. Ноль целых, пять десятых. Но мы помним, что это - ДХШ, и времени на работу было дано по учебной программе, и умения ещё не достигли виртуозности, и требование такое предъявлять рисовальщику нельзя.

Поэтому в целом здесь справедливая оценка за работу - четыре.

На самом деле она, оценка, такой и была. Это моя работа, в далеком детстве выполненная :)

Про пирамиду, если интересно, первая статья здесь, по ссылке, а там найдёте и остальные.

А вы помните свои оценки по рисунку?