Найти тему
БЖ | Блог Журналиста

«Женщина в море» и «женщина моря»

Оглавление

Думаю, прошло достаточно времени, чтобы обдумать повесть Леонида Бородина «Женщина в море». Сначала хотел написать глубокую и объёмную рецензию с ноткой душноты, но понял, что интереснее будет взять определённые темы, образы и отразить свои мысли о повести. А если вы пришли сюда за кратким пересказом, то лучше прочитайте сами, правда, повесть очень интересная.

Море, каким я его никогда не видел

«Никакой романтизации моря!» – именно таким лозунгом представляются все монологи главного героя. Всё привыкли, что море – это загадочная, бессмертная стихия, но для героя оно мёртвое, инертное, безынициативное.

Такие размышления сразу осадили меня и заставили читать вдумчивее. Как он мог так разбить этот образ? Герой изначально говорит, что море действует на него атеистически. Это, на первый взгляд, непонятное утверждение, которое раскроется чуть позже.

Ну а сейчас для нас понятно, что морская природа в повести видится отвергающей, неприемлемой для вечного созерцания. Логично, ведь женщина использует именно его в попытке утопиться. Но тем не менее, главный герой оправдывает этот поступок в разговоре со следователем, зная, что женщина совершала смертельный грех. Очень интересно, что при этом герой в своих мыслях отмечает: «А решиться умереть в море, вот так <…>, – это ведь не просто необычно, это чрезвычайно».

Женщина моря

Название повести больше всего характеризует именно ситуацию с самоубийцей. Но с её дочерью, Людмилой, дела обстоят несколько иначе. Она женщина, по большей мере, роковая, готовая на многое ради собственного блага и умиротворения (даже отбить у матери любовника или переспать кое с кем»). Но как через её размышления можно понимать отношение к морю?

Людмила все свои 20 лет жила «лицом к морю», а из-за её спины «нависало что-то громадное, огромное», чего она «ни понять, ни намерить не могла и не хотела». Для неё это громадное не было Родиной, хотя многие об этом твердили. Её Родина – море. Эта позиция раскрывается чуть дальше:

«…то громадное, что за спиной, оно всё время чего-то от меня требовало и врало, врало через газеты, радио, через кино, врало и требовало, чтоб я его любила и поступала так, как оно требует, чтобы мои поступки не противоречили тому, что оно врёт. <…> И вот получилось: вы говорите «Родина», а мне противно, потому что изоврались… А море оно никогда не врало, оно либо тёплое, либо холодное, либо тихое, либо шторм, тут никакой туфты…»

Теперь всё становится более-менее понятным. Людмила не считает своей Родиной страну, в которой живёт. По сути, для неё страна вовсе не важна, так как ей ближе всего море (даже ближе, чем мать и любовник). Уезжая из страны, она не уходит от своей «Родины», намереваясь жить рядом с ним.

Образ моря можно трактовать по-разному, но для меня – это символ не атеизма, а принятия чего-то вечного, старинного, как история, культура и вековые традиции России (не СССР!!!). Это понимает и главный герой, говоря, что «усомнился в своём опыте».

* * *

Читайте повесть Леонида Бородина «Женщина в море», а потом делитесь своими мыслями о ней в комментариях. Отказы не принимаются!

А ещё у меня есть Telegram

Что ещё почитать на канале?

Формула продуктивного интервью от журналиста РБК

О первой коммерческой вёрстке

Пропаганда: хорошо или плохо? Объяснит племянник Зигмунда Фрейда