Привет! Сегодня поговорим с вами о таком понятии, как «пропаганда». Да, вероятнее всего у вас уже сложилось определённое мнение об этом слове и его «негативном» влиянии. Но знаете ли вы, что наша реальность уже не может обойтись без пропаганды? Да, именно не может, а вот плохо это или хорошо нам поможет узнать племянник Зигмунда Фрейда.
Эдвард Бернейс считается «отцом пиара», что подтверждали его многочисленные современники. Так вот Бернейс в 1928 году написал книгу «Пропаганда», где подробно и на реальных примерах объяснил, что это такое и как правильная пропаганда может влиять на общество.
Время - ценный ресурс, а пропаганда его сохраняет
Давайте представим, что каждый из нас, проходя мимо стеллажей в магазине, начнёт разбираться в том, какой же продукт лучше по соотношению цена-качество. Отличное убийство времени, не правда? Но что насчёт этого говорит Бернейс?
Кто правит балом?
Бернейс признаёт, что пропаганда является могущественным инструментом в руках ограниченного круга лиц. То есть существует своеобразная «верхушка», у которой есть тотальная власть над группами меньше. Это некая паутина, которая от «главаря» может тянуться вниз через общества, клубы, ассоциации и так далее к обычному гражданину.
Почему есть плохая «пропаганда»?
Негативный оттенок пропаганда приобрела, как это не странно, в ходе первой мировой войны. Её стали воспринимать только как рычаг ненависти против враждебной стороны.
На самом же деле пропагандой первоначально называлось общество кардиналов, призванных заботиться об иностранных миссиях в Риме в 17 веке. После понятие размывалось и обрастало новыми смыслами. Постепенно им начали обозначать любую организацию или план действий, созданные для распространения в обществе теории или системы.
Что же заставляет пропаганду стать плохой? На этот вопрос Бернейс находит ответ в публикации американского журнала «Scientific American»:
«Пропаганда становится злом и достойна осуждения лишь в случае, если её авторы осознанно и намеренно распространяют заведомую ложь или же когда стремятся к действиям, наносящим урон общему благу.»
Какая она, современная пропаганда?
Действительно, сегодня практически ни одно важное событие не проходит без пропаганды. Неважно, будь то строительство собора, крупное пожертвование школе, выход нового романа Пелевина или выборы.
Сегодня старт любой инициативы в первую очередь зависит от поддержки и одобрения общества. Поэтому, любая сфера бизнеса, власти, науки, искусства или образования должна осознавать связь с обществом. Если этой связи нет, то общество становится оторванным от этих сфер. Так, например происходит у нас с литературой, но это отдельная история.
Система новой пропаганды – тотальное взаимодействие
Если не хотите тратить много времени на чтение и погружение в понимание этого термина, то прочитайте абзац ниже. В нём, на мой взгляд, заключена анатомия новой пропаганды:
«Новая пропаганда принимает в расчёт не отдельную личность и даже не массовое сознание, а анатомию общества в целом, со всеми её пересекающимися группами и приверженностью определённым убеждениям. Она рассматривает человека не как простую клетку социального организма, но как клетку, являющуюся частью общественного устройства. Стоит коснуться нервного окончания в чувствительной точке – и вы получите автоматическую реакцию конкретных элементов организма.»
* * *
Книгу я разобрал не полностью, потому что слишком тяжело было бы всё это читать. Но для вас есть отличное решение - подпишитесь на этот Дзен-канал и читайте продолжение совсем скоро. Также заглядывайте в мой Telegram-канал.