Найти тему
Хроника христианина

Главное для человека – не участвовать в делах тьмы.

Бог сотворил мир любовью.
Распростри одежду свою над падающим и покрой его

И. Сирин


Подтолкни, что падает
Ф. Ницше


Не исцеляйте зло злом
Василий Великий

Наш мир – что очевидно – это столкновение человеческих воль, желаний, мнений, потребностей. Бытие любого живого существа на Земле сопряжено с постоянной борьбой за выживание, за обеспечение для себя комфортных условий среди себе подобных. В этой связи, слова Э. Фрома о «брошенности в жизнь» человека актуализируют эту вечную проблему, говорят о необходимости жесточайшей конкуренции людей друг с другом за место под солнцем, и в этой борьбе все средства хороши. Жизнь – это стадион, где человек, обезьяна – чемпион за выживание вида.

Действительно, в мире существует великое множество видов зла: природное зло, физическое, социальное (войны, революции, рабство и т. д. и, наконец, бытовое зло, моральное зло и т. п.). Сартр говорил, что ад – это другие. Значит прав был апостол Павел с его жесткой максимой «мир во зле лежит», и мы все паяцы в театре Люцифера. В таком случае, есть ли выход за пределы этого вселенского зла? Как бороться со злом и в чем его источник: сам человек – этот источник добра и зла, или добро и зло вкоренены онтологически в ткань мира? Какие силы могут оказаться наиболее действенными в этой борьбе? Какие черты в этой связи должны преобладать в человеке, нации? Что тогда есть добро и в чем критерии добра и зла?

-2

Предметное поле данной проблематики неисчерпаемо. Эта вечная проблема напрямую сопряжена с фундаментальными вопросами человеческого бытия вообще. Что такое человек и в чем смысл его бытия в мире? И есть ли этот смысл? Как писал А.С. Пушкин: «Цели нет передо мною, сердце пусто, празден ум. И томит меня тоскою однозвучный жизни шум». Отличается ли человек в своей сущности от своего существования или нет? Как не быть инструментом в оркестре, нотой в симфонии? И что представляет собой в таком случае человеческая личность? Как возникает агрессия?

Человек в мирском пространстве и в сакральном пространстве религиозных конфессий – это разный человек.

И чем отличаются тогда аксиологическое мировидение каждой из конфессий, в том числе и по проблеме добра и зла? Что есть истина? Эта тема также находится в рамках дискурса добра и зла.

Итак, действительно, на что опереться, чтобы понять сущностное? Во все времена человечество стремилось осмыслить все эти вопросы, найти нравственные ориентиры на пути к гармонии человеческого бытия, обосновать наличие зла в мире и, по возможности, ограничить его проявления в жизни людей. О чем свидетельствует опыт прошлого? Прежде всего о том, что добро и зло – фундаментальные категории человеческого бытия. Однако понимание данной проблемы у разных мыслителей прошлого совершенно различно. Гедонизм, например, понятия добра и зла связывал с удовольствием и наслаждением человека; эвдемонизм рассматривал добро как основание человеческого счастья; утилитаризм и прагматизм представляли добро как пользу, а зло – как ее отсутствие. Интересна полемика, которая в свое время имела место в древнем Китае между адептами конфуцианства. Так, один из учеников Конфуция Мэн-Цзы утверждал, что человек от природы добр, и следовательно, государство должно всячески содействовать развитию его естественной природы, минимально воздействуя на него, давая возможность человеку самому самоопределиться. Его оппонент, Сюнь-Цзы, напротив, считал, что человек от природы зол, и потому должен быть подвергнут
перевоспитанию со стороны государства. «Дурная» природа человека, его «злое» начало давало право государству осуществлять полный контроль над личностью в целях ее «коррекции». Так от решения вопроса о природной сущности человека по сути дела зависело оправдание демократического или тоталитарного общественно-политического режима.

-3



Природа человека непредсказуема: зачастую ни его поведение, ни юридические установления, ни социальные учреждения, ни научные знания не прибавляют добра в душе человека и не приближают его к любви к ближнему.

(Как заметил Макиавелли, "тому, кто учреждает государство и устанавливает законы, необходимо помнить, что люди злы и всегда будут вести себя в соответствии со своей злостной натурой, как только им представится такой шанс" - прим. Г.Ю.)

Напротив, зло и эгоизм, которые русский религиозный философ Н. Лосский считал главным проявлением зла в мире, переодеваются в процессе истории, приспосабливаются к новым условиям, становятся замаскированнее и опаснее. В человеке «совмещено все: и свет и тьма, и рай и ад, золото и грязь, Божественное и демоническое. Сейчас он великодушен, добродетелен и кроток, а мгновенье способен превратиться в дикого зверя. Лукаво сердце человека и крайне испорчено, кто узнает его», – говорит пророк Иеремия (17,9). Все космогонические мифы древних культур свидетельствовали о неискоренимости зла в мире и о бытии человека под властью законов необходимости в этом царстве зла. И китайское ци, и их учение об инь и янь, и бессмысленно вращающееся колесо сансары в буддизме, и древнеиндийское учение о «Кали-Юга», и священная книга древних персов Авеста, как и учение их пророка Заратустры, и гармония пифагорейцев, лежащая в основе их космогонии, да и вся космология Античного мира, как, впрочем, и архаика всякого язычества, в том числе и славянского, – не выходят за пределы тварного мира, за пространство «вечного возвращения» одних и тех же «извечных архетипических жестов».

А потому человек, проникающийся этими явлениями и соединяющийся с ними, остается в энергетическом поле тварного мира и не в состоянии постигнуть путь искоренения зла в человеческом бытии. В пространстве циклических моделей вечного возвращения сделать это было невозможно.

Только христианство открыло человеку трагическую картину борьбы человеческой души с космическим всепроникающим злом.

-4



Воплощение Христа, Бога Слова, Его Воскресение открывают возможность для человека соединения с нетварной божественной энергией и позволяют сделаться, по слову апостола Павла, «причастником Божественного естества», а значит человеком как Образом Божьим, свободным в выборе добра или зла.

Тайна вечности заключается в том, что для людей выбор добра или зла является личностным выбором. Главное здесь – направление нашей воли. А она напрямую связана с той иерархией ценностей, в которой человек видит смысл своего бытия в мире. В христианской концепции человек – свободное, совестливое существо, обладающее вечной душой и сознающий свою ответственность за последствия своих решений и могущий нравственно их оценивать. Добро и зло актуализируются через человека и его оценки.



Любые ценности могут быть как добрыми, так и злыми, в зависимости от внутреннего мира человека, от того, какие приоритетные ценности доминируют в его душе. Политические суждения также оцениваются в рамках дихотомии добра и зла. За ними всегда стоит определенная система ценностей, которая должна разделяться большинством, чтобы быть «добрым» в политическом смысле. Хотя, конечно, в современном мире масс-медиа, медийное пространство формируют общественное сознание и во многом вносят свою лепту в оценку того или иного события. Именно масс-медиа
подсказывают человеку, какие проблемы связаны с добром, а какие со злом. Это пространство парадоксальным образом смешивает добро со злом.

В христианстве же приоритетна роль духовно-нравственных ценностей, среди которых: истина, нравственность, добро, свобода как ответственность, красота, любовь, сострадание, нравственная ответственность личности, Бог.

Главное в иерархии ценностей христианина – любовь к Богу и ближнему.

По слову Максима Исповедника: «Любовь есть божественная сила, стягивающая и связывающая воедино весь космос и всякую вещь, существующую в нем, высшую и низшую… Порок создан из того же материала, что и добродетель. Нет природных сил души и тела, которые были бы плохи сами по себе, они становятся злом лишь тогда, когда принимают… форму извращения».

Надо сказать, что различные цивилизации в мире складывались при доминировании той или иной интерпретации понятий добра и зла, той или иной системы ценностей. Как писал В. Аксючиц: «Существовали культуры и культы, которые можно квалифицировать, как инфернальные (инков в древности, либо германских национал-социалистов в современности). Были в истории и магические цивилизации (Древний Египет). Мы живем в эпоху натуралистической цивилизации».

-5



Чем характерна, на мой взгляд, подобного рода цивилизация? Об этом прекрасно сказано писателем Максом Фришем в его книге «Человек производящий»: «Если нужны друзья, то только для времяпрепровождения, если нужна женщина, то только для физиологии. Смысл жизни подменяется качеством жизни», т. е. всецелое погружение человека в материальные заботы при полном устранении запросов духа. Главным идолом современной культуры потребления являются деньги как высшая ценность и мера всех вещей. Это, на мой взгляд, мерзкая маска зла в современном мире.

А начался этот длительный процесс оскотинивания человека, как мне представляется, с начала эпохи модерна, когда человек молящийся сменился человеком играющим (об этом прекрасно написано у Йохана Хейзинги).

Сотериологический тип культуры (от лат. «Сотер» – Спаситель) тогда сменился на Эвдемонический (от греч. «эвдемония» – счастье). Рационализм, этот «первородный грех Европы» (Г. Флоровский) вытеснил из духовного пространства Запада «неведомое Его» (по слову апостола Павла), сакральную составляющую мира. Однако потребность в шкале ценностей не терпит вакуума: на место Абсолюта приходят иные кумиры, идолы, вожди, фетиши, вещи, деньги, политические догмы, партийные лозунги или их смесь.

-6

Вместо Абсолюта начали обожествлять человеческий разум. Человек стал предельной ценностью, мерилом всех вещей. Именно этот постепенно выраставший атеистический Левиафан с его тотальной материализацией человеческого сознания привел Запад к сегодняшней духовной, а не за горами – и материальной пропасти. Зло этого процесса в том, что Запад пытается тянуть за собой всех. Прекрасной иллюстрацией этой духовной деградации является живопись П. Брейгеля – в частности, его картина «Слепой ведет слепого».

Современное западное сознание – бесспорно, сознание секулярное. Еще Достоевский показал, что западная культура произросла из трех искушений дьявола. И сегодняшний моральный релятивизм и процессы деструкции нравственной личности человека и общества, неистовое вещелюбие, разнузданность плоти, процветание цинизма во всех его формах – от sot power во внешней политике до леди Гаги на эстрадных подмостках – напрямую связаны с этим отсутствием сакрального в ценностной иерархии Запада, с господством апостасийной ментальности. И это главное зло современной западной цивилизации. В условиях гос подства во всех сферах современного бытия (в политике, социуме, искусстве) постмодерна с его отрицанием вообще какой-либо иерархии ценностей размываются такие бинарные оппозиции, как жизнь – смерть, любовь – ненависть, прекрасное – безобразное – эти краеугольные этические категории добра и зла. А ведь известно, что «одна из уловок духовного зла – это смешать понятия, запутать в один клубок нити разных духовных крепостей и тем создать впечатление духовной органичности того, что неорганично по отношению к человеческому духу», – писал по этому поводу архиепископ Иоанн Шаховской.

Характерный пример такого смешения добра и зла – симулякротивная медийная картина мира как духовно-нравственная проблема современного общества. Или современное искусство с его безответственностью и эвокацией призраков прошлого, сил зла
через творчество.

-7



Что такое современное искусство: это отображение жизни или конструирование новой реальности, где главным демиургом нового мира становится автор произведения? Скорее всего, на мой взгляд, второе. Ужас трансцендентного зла, но в красивой упаковке: К. Леонтьев (пример – булгаковский роман «Мастер и Маргарита»), силы хаоса, их беспорядочные потоки энергии (энтропии), Иуда, Каин, Пилат и т. п. сатанократия через каналы талантов людей искусства постоянно проникает в наш эмпирический мир. (Сальвадор Дали писал по этому поводу в своем дневнике, что его мучают кошмары до тех пор, пока он не выплеснет их на холст). Черный квадрат К. Малевича, мир Кафки, Беккета, Ионеско и др. также можно включить в этот ряд. Вспоминаются в этой связи слова гениального химика А.Н. Лавуазье о том, что «в природе ничего не рождается и ничего не гибнет». Нет здесь креации и аннигиляции.
Сегодня идет борьба соблазнов. Человека пытаются купить, соблазняя его чувственность всевозможными видами зла в красивом обличье.

Действительно, зло – куда интереснее добра, и не один аскетический трактат не выдержит сравнения с Камасутрой. Сегодня на Россию идет натиск либеральных ценностей, натиск денег, идут потоки злой энергии. Американский лад на деньги. Финансовые, криминальные, военные, партийные, властные, кормушечные разного рода коррумпированные структуры – пирамиды зла. Либеральные ценности даются для вытеснения Православия, ибо здоровый национальный дух базируется на православной системе ценностей. Эти соблазны зла попущены Богом. «Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает». Сейчас происходит разрушение семьи (культ разврата и извращений), идет вырождение народа. Во главу угла ставятся выгода, рентабельность, служение мамоне, деструктивные культы и т. д., скольжение вниз по пути зла. Достоевский в «Подростке» пророчил: наестся человек и спросит: «А дальше что?». А дальше, на мой взгляд, расчеловечение человека как Образа и Подобия Божия. Сегодня идет настоящая духовная брань, где, по образному выражению Достоевского, «идеал Мадонны борется с идеалом содома, а поле битвы – сердца людей».

Глобальные проблемы современности: бедность для одних и позитивистский рай сытости для других (золотой миллиард), экология, энергетика, демография и т. д. Не отречение от сатаны, есть в то же время жертвоприношение этому князю тьмы внутреннего слова, а значит и всего человека. Согласно христианской апокалиптике, апостасийный процесс неизбежен, ибо так надлежит быть. Силам зла будет «дано вести войну со святыми и победить их». В финале истории – всемирное владычество зла (Антихриста). Ну а затем наступит Судный день, и придет Христос – в «чем застанет, в том и судить будет».



Главное для человека –
не участвовать в делах тьмы. Единственный путь для этого – собирание в себе внутреннего человека на основе православных духовных ценностей, как об этом говорил Григорий Палама. И.В. Киреевский писал в этой связи, что «западный человек искал, как развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд». Христианство принесло в мир идею движения как исторического (идея линейного развертывания истории вместо циклического воспроизведения, так и онтологического (человек должен превзойти то состояние, в котором он вошел в мир). Запад исказил эту христианскую идею, подменив ее духовную составляющую понятием материального прогресса.

По материалам Доклада доктора исторических наук С.И. Реснянского "Что такое добро и зло, и каково их воплощение в современных парадигмах (центрах) развития мира"

иллюстрации из открытых источников