Найти тему
Хроника христианина

Только сам человек дает повод злу

Искушению подвластны все люди, тем более те их них, которые встали на путь борьбы со злом.

От Евагрия Понтийского до Паисия Святогорца тяжелым шлейфом проходит эта страшная история противостояния человека - вселенскому злу. Можно искренне удивиться: средствам, изощренным методам, тонким психологическим приемам, применяемым инфернальными врагами против земного хомо сапиенса. Булгаковский Воланд на фоне этой титанической борьбы выглядит уставшим старичком и разочарованным странником.

Известно, что ничего так не радует небеса, как искреннее раскаяние падшего грешника!

Инфернальный мир отражает в кривом зеркале иную тему - радость от падения праведного. Этими рассказами и легендами буквально заполнены древние сказания старцев и Патерики. В нашем русском древлепечатном Прологе, ещё заботливо не отредактированном критическим пером св. Дмитрия Ростовского, можно найти не меньше подобных историй, которые протестанствующий русский Великий Инквизитор еп. Феофан Прокопович относил к разряду "пустых и смеха достойных басен".

Можно предположить, что если вера способна открывать двери в райские кущи, то почему бы несомненная вера в инфернальный мир (более близкий к человеку в силу двойственности его природы), был бы не шире открыт для своего гибельного воздействия. Даже когда со временем охладевавший аскетический искус трансформировался во все большее лукавство и плутовство современных "подвижников благочестия", востребованность в невидимом присутствии сил зла (стимулирующем ослабевающую веру не только не ослабевала), а возрастала.

Честно говоря, я верю в воздействие инфернальных духов на человека и человечество в целом, однако ... только сам человек дает повод и возможность этому Злу разрастаться в себе до космических масштабов.

Через "опыт Зла" - человек приобретает опыт Добра и возможность ... вечного блаженства. Не помню у кого из отцов Церкви читал, что человек после грехопадения ни смертен, ни бессмертен. Только по приобщению к божественной Жизни он становится со-участником и так сказать, действующей и свободной от Зла (но с опытом зла) личности. Однако, что странно - зло и адские страдания тоже Вечны. А это к чему? Как-то непоследовательно. Бессмертие во Зле, это по причастию к чему или к кому? Но что совершенно точно, так это то, что и Зло становится вечным, а следовательно ... необходимым?

Или правы сторонники апокатастасиса (всеобщего спасения)? Тогда у Зла нет "шансов" претендовать на вечность, но ... эта идея не принимается официозом, видимо потому, что извечное ("тьма над бездною") и необходимое Зло (значительно действеннее и эффективней в пропедевтическом смысле), как отсутствие Добра ("ничто, которое ничтожит"- М. Хайдеггер) объясняет наличие первого в нашем профанном мире после совершенного грехопадения - как акт волеизъявления. Зло - как извечный акт воли!?

Этическая
ошибочность позиции - "Бог допускает зло, чтобы не нарушить свободу воли сотворимых Им существ" состоит в том, что считается нормальным ради свободы прихотей злодея "попускать" попрание свободы его жертвы. Кстати, позицию объяснения существования зла "не нарушением свободы воли" нельзя однозначно назвать "ортодоксальной", слишком уж она нелепая и непродуманная. Хотя её и впрямь часто можно услышать от верующих, которые мало привыкли думать, но привыкли бездумно повторять априорные формулировки услышанные в своей среде.

Свобода воли имеет отношение к появлению зла в сознании (хотя и не объясняет появление зла – чтобы это увидеть, достаточно дать конструктивное определение понятию "свобода воли"), но не имеет ни малейшего отношения к свободе зло-деяний, к свободе выбора и свободе действия. Этот момент, как правило, не осознаётся. Ортодоксальная позиция состоит в том, что Бог, исходя из каких-то там Своих соображений, что "полезнее" для человека, нарушает или не нарушает свободу выбора/действия и промыслительно устрояет всё таким образом, что зло все равно обращается в добро.

Например, если убили кого-то, то либо ему же лучше (попал в рай), поскольку останься он жить, то впал бы в ещё худшие грехи и не только сам бы угодил в ад, но и других увлёк бы. Это и называется "обращать зло в добро".  Таким парадоксальным образом выходит, что Зло выполняет очень важную социальную и нравственно-аскетическую функцию. Не предай тебя друг - не узнаешь дружбы, не голодав - не познаешь голода и, сострадания к тем кто голодает. Не страдая - не поймешь отсутствие страдания и т.д., одним словом: не согрешишь - не покаешься (как говорят циники от религии). Может быть в этом
сакральном цинизме и завуалированно признание Зла как непознанной необходимости?

Если Бог допускает зло, чтобы не нарушить свободу воли убийцы, то разве это не попрание свободы воли его убиенной жертвы?

скрин к тексту из - https://elohov.ru/neprestanno-molites-zhivyj-v-pomoshhi/