Найти тему

Что делать, чтобы не пострадать от действий мошенников?

Людмила Белецкая, член общественного совета полиции, делится личным опытом общения с мошенниками

Не сомневаюсь в том, что каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с телефонными мошенниками, звонившими якобы из Центробанка, МВД, Следственного комитета, прокуратуры, МФЦ, Пенсионного фонда, Госуслуг, от пострадавших в ДТП или совершивших аварию родственников и так далее. Усердно работающие на этом рынке спецы не стоят на месте: схем развода на деньги с каждым днём становится всё больше, фронт киберпреступлений расширяется.

У меня сложилось такое мнение – любят меня мошенники: звонят регулярно, заботятся денно и нощно, чтобы злые люди не похитили мои сбережения, уточняют, по-прежнему ли я живу в Зеленогорске (почему-то!), с трудом выговаривая имя-отчество (быстро, без запинки не получается). А бывало и грозились выслать опергруппу «для захвата» меня, обещали, что этот рабочий день будет моим последним в трудовой биографии. Как же иначе, ведь я, отказываясь сотрудничать «с компетентными органами», пособничаю мошенникам и подрываю устои государства, деньги-то по моим документам (подложным) «прямо сейчас» переводят в иное государство. Может, они там пари заключили, кто быстрее раскрутит меня на перевод денег на их «надёжный, защищённый счёт»?

Звонки из банков, полиции, различных (какое слово придёт на ум) департаментов Центробанка – наиболее популярные виды мошенничества. Поначалу приветливым, панибратским, игривым, затем напористым, нетерпеливым, хамским тоном вам сообщают: «Вы замешаны в деле…», «Вам грозит штраф», «Срочно сообщите номер Вашей карты…» и тому подобное. Это может выбить из колеи любого, особенно неподготовленного или доверчивого человека. Вымогатели стараются тем самым создать стрессовую ситуацию, накаляют ситуацию, а заканчивается всегда тем, что называется сумма, которая обязательно «исправит опасное положение», и предлагаются способы перевода этих денег. И всё – в лучшем случае вы остаётесь вообще без копеечки, в худшем – с неподъёмным кредитом в банке.

Есть такая пословица: «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву» – на словах пожалел, а на деле причинил огромный вред. Это точно о фейковых доброжелателях и их жертвах. А попавшие в их сети граждане на практике опровергают другую русскую пословицу: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Оказывается, в мышеловке бывает очень даже платный сыр!

Что же делать, чтобы не пострадать от действий мошенников? Сотрудники правоохранительных органов проводят постоянную профилактическую работу в этом направлении, но, к сожалению, не все прислушиваются к разумным советам. По телефонной просьбе НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не устанавливать никакие сторонние приложения, не переходить по ссылкам, НИКОГДА не давать данные своей карты (номер, ФИО, дату и код) и не говорить коды из СМС, не перечислять НИКУДА никакие деньги. Помните!

Центральный банк (а тем более его департаменты) НЕ работает с физлицами. МФЦ, Пенсионные фонды, Следственный комитет просто так никому не звонят и уж тем более ничего не предлагают.

Любую поступающую информацию по телефону всегда нужно проверять, каким бы «срочным» делом это ни казалось. Это поможет сохранить свой покой, свои нервы и сбережения.