1916 год
Великобритания
Идет Первая мировая война. Английские спецслужбы делают всё возможное, чтобы в Германию не утекала информация о возможностях Британии в данной войне. Одной из важнейших структур, на которую возложена эта задача, является военная цензура.
В декабре 1915 году военная цензура открывает в Ливерпуле свой филиал, который занят перлюстрацией переписки фирм и частных лиц, находящихся на территории Североамериканских штатов и Англии. В качестве эксперта по вопросам экономики в секцию заказных писем прикомандирован из Лондона английский офицер И. Зильбер, на деле являвшийся агентом германской разведки. Под руководством Зильбера в Ливерпуле работает целый штат сотрудников. Они делают всю черновую работу. Зильбер же цензурирует лишь те письма, которые считаются подозрительными.
В январе 1916 года один из подчинённых принёс И. Зальберу письмо от главного директора общества Маркони Джофрея Изаака, адресованное доверенному обществу при американском бюро патентов в Нью-Йорке мистеру Кавендишу. Письмо привлекло внимание рядового цензора в связи с тем, что Джофрей Изаак до войны в ряде случаев был замешан в различных тёмных махинациях и находился в списке лиц, корреспонденцию которых полагалось проверять самым тщательным образом. Цензор хотел удостовериться, что предложения Джофрея Изаака не имеют никакой связи с германскими обществами, что по военным законам было строжайше запрещено, поэтому письмо он отнёс к своему начальнику - Зильберу.
Из текста письма следовало, что немецкое радиотелеграфное общество треста Сименса собиралось приобрести патент на изобретение, сделанное в США, которое в значительной мере улучшало радиотелеграфное дело. Английская контрразведка, которой удалось узнать о намечающейся сделке, просила Изаака помешать этой сделке через связи общества Маркони в США. В письме Джофрей Изаак инструктировал своего доверенного, что тот должен сделать, чтобы патент такой важности не попал в руки немцев.
Перед Зильбером встал вопрос, как помешать Изааку и его доверенному.
Был полдень пятницы, дня, а который в 15.00 должен был отходить из Ливерпуля пароход линии Кунарда, идущий в Нью-Йорк. Именно он вёз почту из Англии в США.
Что делает Зильбер. Он сочиняет письмо о данном деле своему посреднику в США, связанному с германским посольством. Вкладывает в конверт с Нью-Йоркским адресом этого посредника, едет на почту, и это письмо отдаёт через третье лицо (за деньги) в окошечко почты, чтобы те срочно с нарочным отправили это письмо в здание, где находились цензоры. Сам же возвращается к себе на работу и предупреждает подчинённых, что должно поступить очень подозрительное письмо на такой-то адрес в Нью-Йорке. При появлении таковое следуетнемедленно доставить к Зильберу.
Вскоре это письмо приносят к Зильберу. Зильбер вскрыл конверт, убедился, что вложенное второе письмо на месте и его никто не вскрывал. Заклеил вновь конверт, поставил штамп цензора и с удовлетворением наблюдал, как это письмо попало в мешок с прошедшей цензуру почтой, который отвезли на отплывающий корабль. Что касается письма Джофрея Изаака, то Зильбер придержал его и лишь в понедельник сообщил подчинённому, что письмо можно смело отправлять в США.
В результате письмо Изаака было отправлено на корабле в Нью-Йорк лишь во вторник.
Этот разрыв во времени позволил немцам приобрести патент на изобретение до того, как прибыло письмо Джофрея Изаака.
Дополнительно о военной цензуре в годы первой мировой:
Британцы в этом деле пошли дальше всех - сплошная перлюстрация не только военной, но и гражданской корреспонденции, контроль за корпоративной корреспонденцией и т.п.
(Источник: Зильбер)