А время — оно не лечит. Оно не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта. И иногда, зацепившись за что—то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… и новую жизнь… Время — плохой доктор. Заставляет забыть о боли старых ран, нанося все новые и новые… Так и ползем по жизни, как ее израненные солдаты… И с каждым годом на душе все растет и растет количество плохо наложенных повязок… (Э.М. Ремарк)
Предыдущие главы: Глава1, Глава2, Глава3, Глава4, Глава5
Глава 6
Наверное, если взглянуть на человеческие судьбы сверху, то рисунок будет похож на лист бумаги, испещрённый линиями. Прямыми, зигзагообразными, замкнутыми. Каждая линия — человек в жизни другого. Вот линии пересеклись, и какое-то время вектор движения направлен в одну сторону, а потом одна линия-судьба меняет направление или вовсе обрывается. Что это? Человек выполнил свою роль в жизни другого и перешёл на «другой лист»? А где же среди всех этих линий сам человек? А как он отражается на полотнах судьбы других людей? Почему некоторые линии проведены пунктиром?
Столько вопросов и нет ответов. Не видеть весь замысел — есть самый главный замысел высших сил, пишущих линии судеб.
Наталья ходила по залу картинной галереи, разглядывая полотна. Как там говорил Евгений: внутри себя творческий человек всегда творит. Даже если не выдаёт свои произведения в мир.
«Какую же смелость надо иметь, чтобы выставить свои работы на суд окружающих! — подумала она. — Я, наверное, никогда не решилась бы. А ведь сколько таких творцов, чьи произведения поняли и приняли только после смерти. А они продолжали творить несмотря на осуждение окружающий. Многие прозябали в бедности, но продолжали творить. Вот это сила духа! Вот это любовь к своему предназначению!»
— Евгений, а как вы думаете в чём смысл жизни человека? — спросила она мужчину за чашкой чая.
Помимо пятничных телефонных разговоров, которые так и остались традицией, Наталья в выходные старалась зайти к мужчине. Сотрудница социальной службы приходила один раз в неделю, и за это время квартира успевала приобрести небрежный вид. Да и невозможно за короткий срок навести порядок в жилище, где неделю шла привычная жизнь. Через некоторое время Наталья заметила, что и сам хозяин квартиры стал больше внимания уделять порядку в доме.
— Смысл жизни? — задумчиво протянул Евгений. — Не знаю, Наташенька. Мне кажется, что вся философия и основана на этом вопросе.
— Ну а что для вас смысл жизни?
— Для меня... Смысл жизни в том, чтобы жить, — засмеялся Евгений, но голос его вскоре стал серьёзным. — Мне кажется, что очень важно не потерять самого себя в этом мире. В течение жизни мы проходим огромное количество этапов. И на каждом из них мы теряем себя. Рождается ребёнок в семье, и все силы уходят на его воспитание, но ведь дети — они гости в нашей жизни. Как мы, когда вылетели из родительского гнезда и зажили своей жизнью, так и она улетят. А с чем останемся мы, когда это произойдёт?
Мужчина замолчал, задумчиво глядя на картину на стене, и Наталье вовсе не хотелось прерывать это молчание.
— Смысл жизни в том, чтобы оставить после себя след. В идеале — хороший. Но не всегда оно так получается. Хотя, возможно, в этом и было предназначение человека — устроить кавардак, чтобы потом стало лучше...
— Вы верите в предназначение?
— Я верю, что всё в этом мире не просто так. Не просто так встаёт солнце, не просто так падают башни. Всё это несёт в себе какой-то смысл, а вот какой, нам, людям, понять не дано. Ты знаешь, я думаю, и мудрецы того не ведают.
— Но они же мудрецы, им положено знать, — улыбнулась Наталья.
— Сдаётся мне, что их мудрость, и заключается в том, чтобы не задавать лишних вопросов, а просто принимать жизнь такой, какая она есть.
— Смириться с жизнью?
Евгений перевёл на неё взгляд и смотрел дольше обычного, Наташе даже стало чуточку неуютно. Словно он заглянул в душу и дотронулся о сокровенной раны.
— Смириться? Нет, не смириться, а принять. Есть в смирении, что-то... пассивное, что ли. Детское. Смирение для меня это всё равно что спрятаться с головой в песок и ждать, когда попу напечёт солнце и ты умрёшь от обезвоживания. Смириться можно со смертью, тогда это то же самое, что принять факт, что человек покинул тело. А смириться с жизнью, значит, пустить её на самотёк. Не жить, а существовать. Не выполнять своё предназначение, если мы говорим о нём.
Мужчина говорил медленно, подбирая слова и обдумывая каждую фразу.
— Такие вопросы ты задаёшь, Наташа, что сразу и не ответишь.
— У вас хорошо получается отвечать. Мне отзываются ваши слова.
— Я сам никогда не задумывался об этом. Ну нет, думал, конечно. Но вот так в слова не облекал. Хотя, знаешь, однажды я написал стих. Наверное, в нём тоже кроется ответ. Послушаешь?
— Конечно!
— Мы по лестнице в небо идём
И ступеньки на ней — наши дни.
С каждой новой ступенькою ждём,
Что оставим потом позади.
Кто отстанет, к перилам припав,
Кого просто сердечко прижмёт.
Кто присядет: «Устал», всем сказав,
Или просто назад повернёт.
Кто дойдёт до конца? Как узнать.
Кто коснётся рукою звезды?
Чтобы ангелу руку подать
И понять в этом мире, кто ты.
Не ответит нам с вами, никто
На простой или сложный вопрос,
Но у каждого есть свой итог
Принимаемый нами всерьёз.
Он читал стих, и мыслями был где-то в другом месте. Наташа слушала затаив дыхание и отмечая про себя, как Евгений внешне преобразился, читая стихи. Хотя не исключено, что только она заметила эту перемену.
— Очень красиво, — прошептала она.
— Наверное, это и есть твой ответ на вопрос о смысле жизни. У каждого он свой, Наташа.
— О чём вы будете жалеть, если вдруг завтра встреча с ангелом?
В комнате громко тикали настенные часы, словно кто-то прибавил в них громкость. За окном падал крупными хлопьями снег, и воздух казался серым, из-за отсутствия солнечного света.
— Не знаю, — хрипло прошептал Евгений, но голос его предательски дрогнул.
Наталья поняла, что у мужчины на душе лежит большой неповоротливый камень, который она сдвинула с места. Ей стало жалко мужчину, и она укорила себя, за то, что полезла в чужую душу. Встав, она обняла его сзади за плечи.
— Спасибо вам, Евгений. Вы очень помогаете мне разобраться в себе. Можно и к психологу не ходить.
— И тебе спасибо, Наташа. Не знаю, кто кому помогает больше. Как интересно всё в этом мире, не находишь? Люди встречаются друг другу в тот момент, когда они больше всего нужны.
Он старался говорить привычным голосом, но Наталья слышала, как в нём дребезжат слезинки.
— Да, всё верно...
— Наташа, тебе нужен не я... — шёпотом сказал он.
— Что вы имеете в виду? — удивлённо спросила Наташа, всё ещё стоя за его спиной.
— В тебе мается душа. Но душа, она свободная, её нельзя запирать. А ты закрыла, и оттого в глазах твоих столько печали.
— А что же делать?
Мужчина пожал плечами.
— Я не знаю. Наверное, выпустить её на волю.
— Знать бы как... — шёпотом ответила женщина. — Знать бы...
В тот день они попрощались скомкано. Каждый был во власти своих мыслей и переживаний. Наталья вернулась домой, и никак не могла найти себе место. Чувствовала — что-то особенное произошло сегодня. Но не могла понять, что именно. Какая часть разговора самая важная? Где кроется истина?
Почему-то снова вспомнился Дима. Она достала альбом с фотографиями и нашла те несколько фотографий, которые были сделаны во время их совместного отпуска. На них она была одна — Дима фотографировал. Она вглядывалась в своё счастливое лицо и поймала себя на мысли, что в тот момент ей не надо было стараться улыбаться. Улыбка не сходила с её лица, наверное, даже ночью. Она была по-настоящему счастлива в те минуты. И была уверена, что так будет всегда. Почему же вышло иначе?
— Потому что нет ничего вечного в этом мире. Но это не повод смиряться. Только я в ответе за свою жизнь, а не он, — неожиданно вслух сказала она сама себе и слёзы брызнули из глаз.
Размазывая тушь по щекам, всхлипывая до вздрагивания, Наташа дала волю слезам. Внутри словно прорвало плотину и потоки грязной, застойной воды хлынули вовне, очищая душу.
«Легко сказать: выпусти душу на волю. А как это сделать? — думала она, лёжа в постели в тот день. — Какие конкретно действия надо совершить? Какой философ мне ответит на это?»
Стараясь не думать ни о чём, она постаралась уснуть. Последней сознательной мыслью в ту ночь была: «Мама, помоги найти ответ...», и Наташа провалилась в сон.
Утром, открыв окно, улыбнулась — белые хлопья укрыли землю и засыпали серые дорожки. Мир казался бесконечно белым. Чистым. Настоящим.
Наталья накинула на себя кофту и вышла на балкон. Распахнула окно и высунулась наружу, втянув в себя холодный воздух.
Утреннюю тишину спального района нарушила песня. Наташа посмотрела туда, откуда доносился звук. Молодой человек, поставив на крышу машины переносную колонку, медитативно стряхивал щёткой снег с лобового стекла.
«Стоит простить тех, кто мелок душою
Их обиды наполнят лужи грязью одною
И своё отраженье в мутной глади воды
Я прицельно разрушу белой пеной слюны.» -
пел на всю округу Дельфин. И Наташа улыбнулась — кто бы мог подумать, что современная молодёжь слушает Дельфина. Хотя есть стихи, смысл которых будет вечен. Закрывая окно, она подпевала:
— Открой мне дверь, и я войду
И принесу с собою осень.
И, если ты меня попросишь,
Тебе отдам её я всю.
«Повсюду знаки... — улыбнулась она, наливая кофе. Словно указатели пути... надо только захотеть их увидеть».
В главе использованы стихи Фаниля Насибуллина и текст песни "Дверь" исполнитель - Дельфин.
~~~~~~
Продолжение ЗДЕСЬ