Найти тему

Одинокие сердца мегаполиса (6/10)

А время — оно не лечит. Оно не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта. И иногда, зацепившись за что—то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… и новую жизнь… Время — плохой доктор. Заставляет забыть о боли старых ран, нанося все новые и новые… Так и ползем по жизни, как ее израненные солдаты… И с каждым годом на душе все растет и растет количество плохо наложенных повязок… (Э.М. Ремарк)

Предыдущие главы: Глава1, Глава2, Глава3, Глава4, Глава5

Глава 6

Наверное, если взглянуть на человеческие судьбы сверху, то рисунок будет похож на лист бумаги, испещрённый линиями. Прямыми, зигзагообразными, замкнутыми. Каждая линия — человек в жизни другого. Вот линии пересеклись, и какое-то время вектор движения направлен в одну сторону, а потом одна линия-судьба меняет направление или вовсе обрывается. Что это? Человек выполнил свою роль в жизни другого и перешёл на «другой лист»? А где же среди всех этих линий сам человек? А как он отражается на полотнах судьбы других людей? Почему некоторые линии проведены пунктиром?

Столько вопросов и нет ответов. Не видеть весь замысел — есть самый главный замысел высших сил, пишущих линии судеб.

Наталья ходила по залу картинной галереи, разглядывая полотна. Как там говорил Евгений: внутри себя творческий человек всегда творит. Даже если не выдаёт свои произведения в мир.

«Какую же смелость надо иметь, чтобы выставить свои работы на суд окружающих! — подумала она. — Я, наверное, никогда не решилась бы. А ведь сколько таких творцов, чьи произведения поняли и приняли только после смерти. А они продолжали творить несмотря на осуждение окружающий. Многие прозябали в бедности, но продолжали творить. Вот это сила духа! Вот это любовь к своему предназначению!»

— Евгений, а как вы думаете в чём смысл жизни человека? — спросила она мужчину за чашкой чая.

Помимо пятничных телефонных разговоров, которые так и остались традицией, Наталья в выходные старалась зайти к мужчине. Сотрудница социальной службы приходила один раз в неделю, и за это время квартира успевала приобрести небрежный вид. Да и невозможно за короткий срок навести порядок в жилище, где неделю шла привычная жизнь. Через некоторое время Наталья заметила, что и сам хозяин квартиры стал больше внимания уделять порядку в доме.

— Смысл жизни? — задумчиво протянул Евгений. — Не знаю, Наташенька. Мне кажется, что вся философия и основана на этом вопросе.

— Ну а что для вас смысл жизни?

— Для меня... Смысл жизни в том, чтобы жить, — засмеялся Евгений, но голос его вскоре стал серьёзным. — Мне кажется, что очень важно не потерять самого себя в этом мире. В течение жизни мы проходим огромное количество этапов. И на каждом из них мы теряем себя. Рождается ребёнок в семье, и все силы уходят на его воспитание, но ведь дети — они гости в нашей жизни. Как мы, когда вылетели из родительского гнезда и зажили своей жизнью, так и она улетят. А с чем останемся мы, когда это произойдёт?

Мужчина замолчал, задумчиво глядя на картину на стене, и Наталье вовсе не хотелось прерывать это молчание.

— Смысл жизни в том, чтобы оставить после себя след. В идеале — хороший. Но не всегда оно так получается. Хотя, возможно, в этом и было предназначение человека — устроить кавардак, чтобы потом стало лучше...

— Вы верите в предназначение?

— Я верю, что всё в этом мире не просто так. Не просто так встаёт солнце, не просто так падают башни. Всё это несёт в себе какой-то смысл, а вот какой, нам, людям, понять не дано. Ты знаешь, я думаю, и мудрецы того не ведают.

— Но они же мудрецы, им положено знать, — улыбнулась Наталья.

— Сдаётся мне, что их мудрость, и заключается в том, чтобы не задавать лишних вопросов, а просто принимать жизнь такой, какая она есть.

— Смириться с жизнью?

Евгений перевёл на неё взгляд и смотрел дольше обычного, Наташе даже стало чуточку неуютно. Словно он заглянул в душу и дотронулся о сокровенной раны.

— Смириться? Нет, не смириться, а принять. Есть в смирении, что-то... пассивное, что ли. Детское. Смирение для меня это всё равно что спрятаться с головой в песок и ждать, когда попу напечёт солнце и ты умрёшь от обезвоживания. Смириться можно со смертью, тогда это то же самое, что принять факт, что человек покинул тело. А смириться с жизнью, значит, пустить её на самотёк. Не жить, а существовать. Не выполнять своё предназначение, если мы говорим о нём.

Мужчина говорил медленно, подбирая слова и обдумывая каждую фразу.

— Такие вопросы ты задаёшь, Наташа, что сразу и не ответишь.

— У вас хорошо получается отвечать. Мне отзываются ваши слова.

— Я сам никогда не задумывался об этом. Ну нет, думал, конечно. Но вот так в слова не облекал. Хотя, знаешь, однажды я написал стих. Наверное, в нём тоже кроется ответ. Послушаешь?

— Конечно!

— Мы по лестнице в небо идём

И ступеньки на ней — наши дни.

С каждой новой ступенькою ждём,

Что оставим потом позади.

Кто отстанет, к перилам припав,

Кого просто сердечко прижмёт.

Кто присядет: «Устал», всем сказав,

Или просто назад повернёт.

Кто дойдёт до конца? Как узнать.

Кто коснётся рукою звезды?

Чтобы ангелу руку подать

И понять в этом мире, кто ты.

Не ответит нам с вами, никто

На простой или сложный вопрос,

Но у каждого есть свой итог

Принимаемый нами всерьёз.

Он читал стих, и мыслями был где-то в другом месте. Наташа слушала затаив дыхание и отмечая про себя, как Евгений внешне преобразился, читая стихи. Хотя не исключено, что только она заметила эту перемену.

— Очень красиво, — прошептала она.

— Наверное, это и есть твой ответ на вопрос о смысле жизни. У каждого он свой, Наташа.

— О чём вы будете жалеть, если вдруг завтра встреча с ангелом?

В комнате громко тикали настенные часы, словно кто-то прибавил в них громкость. За окном падал крупными хлопьями снег, и воздух казался серым, из-за отсутствия солнечного света.

— Не знаю, — хрипло прошептал Евгений, но голос его предательски дрогнул.

Наталья поняла, что у мужчины на душе лежит большой неповоротливый камень, который она сдвинула с места. Ей стало жалко мужчину, и она укорила себя, за то, что полезла в чужую душу. Встав, она обняла его сзади за плечи.

— Спасибо вам, Евгений. Вы очень помогаете мне разобраться в себе. Можно и к психологу не ходить.

— И тебе спасибо, Наташа. Не знаю, кто кому помогает больше. Как интересно всё в этом мире, не находишь? Люди встречаются друг другу в тот момент, когда они больше всего нужны.

Он старался говорить привычным голосом, но Наталья слышала, как в нём дребезжат слезинки.

— Да, всё верно...

— Наташа, тебе нужен не я... — шёпотом сказал он.

— Что вы имеете в виду? — удивлённо спросила Наташа, всё ещё стоя за его спиной.

— В тебе мается душа. Но душа, она свободная, её нельзя запирать. А ты закрыла, и оттого в глазах твоих столько печали.

— А что же делать?

Мужчина пожал плечами.

— Я не знаю. Наверное, выпустить её на волю.

— Знать бы как... — шёпотом ответила женщина. — Знать бы...

В тот день они попрощались скомкано. Каждый был во власти своих мыслей и переживаний. Наталья вернулась домой, и никак не могла найти себе место. Чувствовала — что-то особенное произошло сегодня. Но не могла понять, что именно. Какая часть разговора самая важная? Где кроется истина?

Почему-то снова вспомнился Дима. Она достала альбом с фотографиями и нашла те несколько фотографий, которые были сделаны во время их совместного отпуска. На них она была одна — Дима фотографировал. Она вглядывалась в своё счастливое лицо и поймала себя на мысли, что в тот момент ей не надо было стараться улыбаться. Улыбка не сходила с её лица, наверное, даже ночью. Она была по-настоящему счастлива в те минуты. И была уверена, что так будет всегда. Почему же вышло иначе?

— Потому что нет ничего вечного в этом мире. Но это не повод смиряться. Только я в ответе за свою жизнь, а не он, — неожиданно вслух сказала она сама себе и слёзы брызнули из глаз.

Размазывая тушь по щекам, всхлипывая до вздрагивания, Наташа дала волю слезам. Внутри словно прорвало плотину и потоки грязной, застойной воды хлынули вовне, очищая душу.

«Легко сказать: выпусти душу на волю. А как это сделать? — думала она, лёжа в постели в тот день. — Какие конкретно действия надо совершить? Какой философ мне ответит на это?»

Стараясь не думать ни о чём, она постаралась уснуть. Последней сознательной мыслью в ту ночь была: «Мама, помоги найти ответ...», и Наташа провалилась в сон.

Утром, открыв окно, улыбнулась — белые хлопья укрыли землю и засыпали серые дорожки. Мир казался бесконечно белым. Чистым. Настоящим.

Наталья накинула на себя кофту и вышла на балкон. Распахнула окно и высунулась наружу, втянув в себя холодный воздух.

Утреннюю тишину спального района нарушила песня. Наташа посмотрела туда, откуда доносился звук. Молодой человек, поставив на крышу машины переносную колонку, медитативно стряхивал щёткой снег с лобового стекла.

«Стоит простить тех, кто мелок душою

Их обиды наполнят лужи грязью одною

И своё отраженье в мутной глади воды

Я прицельно разрушу белой пеной слюны.» -

пел на всю округу Дельфин. И Наташа улыбнулась — кто бы мог подумать, что современная молодёжь слушает Дельфина. Хотя есть стихи, смысл которых будет вечен. Закрывая окно, она подпевала:

— Открой мне дверь, и я войду

И принесу с собою осень.

И, если ты меня попросишь,

Тебе отдам её я всю.

«Повсюду знаки... — улыбнулась она, наливая кофе. Словно указатели пути... надо только захотеть их увидеть».

В главе использованы стихи Фаниля Насибуллина и текст песни "Дверь" исполнитель - Дельфин.

~~~~~~

Продолжение ЗДЕСЬ

-2