В Советском Союзе, безусловно, умели снимать умные, искренние, сильные мелодрамы. Фильм Павла Мельникова «Мама вышла замуж» — одно из ярких доказательств этому. Съёмки фильма проходили в 1969 году, а премьера состоялась в мае 1970 года.
Главные герои здесь — обыкновенные люди: Зина (играет Люсьена Овчинникова) работает маляром-штукатуром, а Виктор (играет Олег Ефремов) — водитель грейдера. Зине 37, она давно живёт без мужа, у неё есть достаточно взрослый сын Борис (эту роль исполняет Николай Бурляев). Он окончил школу, теперь подрабатывает экспедитором на мотороллере, готовится поступать в техникум.
Боря — симпатичный, но скромный парень, себе на уме. И он явно не в восторге от того, что у Зины появился Виктор. Он всем видом показывает маме, что его раздражает её ухажер.
Сам Виктор хочет найти взаимопонимание с подростком. И поэтому передаёт через Зину ему билет на футбол «с иностранцами». И себе тоже покупает билет — на соседнее место. Они смотрят матч, потом вместе выходят со стадиона, Виктор пытается что-то рассказывать Боре. Но в какой-то момент подросток предпочитает под выдуманным предлогом просто уйти от него.
А потом Виктор с очень скромным набором личных вещей (в этом эпизоде его становится прямо жаль) переезжает к Зине. Конечно, это всё обостряет. Боря по-прежнему не принимает мужчину, как будто бы ревнует...
Кульминационный момент происходит во время одного из обедов на кухне. Зина сообщает сыну новость, что они с Виктором расписались, официально стали мужем и женой. Боря реагирует бурно. Он не верит в искренность их чувств. Он считает, что они просто пытаются устроить свою старость. Но здесь он точно ошибается. Они любят друг друга, им и вправду хорошо и весело вместе. Это видно, например, по сцене, где они катаются на каруселях в парке аттракционов.
В итоге Боря уезжает в деревню к родственникам. Но через какое-то время сбегает оттуда обратно в Петербург. Домой при этом он не возвращается. Скитается по улицам, ночует в чужих машинах. Мать, конечно, вскоре получает из деревни телеграмму — с сообщением о том, что Боря пропал. Она начинает его искать...
Через несколько дней Боря находится. Оголодав, он приходит к тёте Кате, сестре своего родного отца. И говорит ей, что хочет жить у неё — чтобы не мешать матери с новоиспечённым супругом. Тётя поступает жёстко, но мудро — она без лишних разговоров отправляет его к Зине.
В итоге мать и сын пересекаются где-то на улице. Зина волнуется при этой встрече. Видно, что она переживала за Борю. В некоторой растерянности она рассказывает, что недавно они с Виктором купили ему «исключительное пальто с пояском»...
В последних кадрах Боря несёт матери сквозь толпу стакан воды. И у него тут совершенно особенный взгляд — кажется, он стал гораздо взрослее. Кажется, Боря понял, насколько безответственно и эгоистично поступал раньше, и теперь всё будет по-другому...
Вообще в фильме очень много действительно трогательных моментов. В частности, мощное впечатление производят эпизоды, где Зина общается с одиноким стариком, дом которого она штукатурит. Они как бы не относятся к главной сюжетной линии, но картина без них была бы беднее.
Зина порой просит у старика воды, звонит от него (заходя внутрь через окно) со стационарного телефона. А он для себя и для неё включает классическую музыку на проигрывателе. Однажды она сообщает этому старику, что её работа закончена. А значит, теперь они больше не увидятся. В ответ старик говорит, мол, давайте я вам в последний раз поставлю какую-нибудь пластинку. И включает ей Баха...
Помимо классики, здесь также звучит великолепная музыка Олега Каравайчука. К достоинствам картины можно отнести и красивейшие виды Петербурга. Кроме того, при просмотре фильма можно в тонкостях почувствовать, какой именно была та эпоха.
Многие бытовые детали (это касается и обстановки в Зининой квартире, и пивной, где герой Ефремова соображает на троих, и танцплощадки) переданы с документальной точностью!
Впрочем, прежде всего фильм привлекает всё-таки своей историей. Здесь показывается очень понятная, актуальная и в наши дни житейская ситуация. И после просмотра каждый может выбрать сторону одного из героев. Кто-то больше понимает Зину, а кто-то считает, что прав Боря (ведь новый мамин муж — бывший алкоголик, и можно предположить, что парень просто пытается оградить её от возможных неприятностей).
В конце концов кому-то наиболее близкой может быть позиция одинокого Виктора (тот ведь действительно хочет исправиться — момент, когда он приносит в дом получку, это доказывает).
Говоря иначе, создатели картины «Мама вышла замуж» подарили зрителям не только эстетическое удовольствие, но и серьёзную пищу для размышлений. А это верный признак хорошего кинематографа.