Разбираемся, стоит ли возвращаться в колонию Миртаны двадцать лет спустя
В этом году оригинальной «Готике» (Gothic) исполнилось 22 года. Небольшой немецкой студии Piranha Bytes удалось в 2001 году создать ролевую игру, которую фанаты любят и с теплотой вспоминают до сих пор. А в России, Польше и родной Германии вокруг этой RPG и вовсе образовался настоящий культ. Моддеры по сей день продолжают выпускать фанатские патчи, делают собственные сюжетные кампании, а владеющая правами THQ Nordic вовсю готовит полноценный ремейк, который должен выйти уже в следующем году. Вот только до Nintendo Switch он не доберется из-за слабого железа. Чтобы не оставлять владельцев консоли совсем без «Готики», а заодно подогреть интерес к переосмыслению игры, издатель решил выпустить оригинальную версию проекта на портативной приставке. И тут у многих возник вопрос: «А кому оно вообще нужно?» Ведь воды уже утекло очень много, и далеко не каждая игра проходит столь серьезную проверку временем. Мы вернулись на остров Хоринис спустя два десятилетия и готовы рассказать, за что так сильно любим «Готику» и почему сыграть в нее стоит и сейчас, даже если до этого вы совсем не были знакомы с серией.
Действие игры разворачивается на уже упомянутом острове, в королевстве Миртана. Его правитель, король Робар II, заручившись поддержкой магов, решил создать энергетический барьер вокруг колонии, куда для каторжной работы на шахтах отправляют преступников. По задумке, заключенные должны были добывать магическую руду, а кузнецы королевства — изготавливать из нее мощное оружие, способного помочь в войне с орками, которая как раз бушевала в Миртане. Идея оказалась, мягко говоря, неудачной. Мало того, что маги, создававшие барьер, не рассчитали сил и случайно закрыли под куполом самих себя, так еще и заключенные организовали на территории сразу несколько лагерей и начали диктовать свои условия королю, требуя еду, ресурсы и даже женщин в обмен на руду.
Одним из этих заключенных как раз и становится безымянный протагонист. Прямо перед отправкой в Колонию неизвестный просит его передать важное послание для магов Огня, после чего героя щедро вознаградят. Проблема в том, что маги обитают в высших слоях общества, куда простых каторжников не пускают, поэтому первые несколько часов игры безымянному предстоит подниматься по социальной лестнице, доказывая свою преданность различным группировкам.
Пожалуй, именно первая «Готика» может похвастаться самым крепким сюжетом в трилогии. Она рассказывает о небольшой общине, которая хочет всего одной, понятной для каждого человека вещи — свободы. Благодаря этому поверить в здешний мир и полюбить его становится гораздо проще. Лишь под конец сюжетной кампании Gothic история становится более масштабной, сконцентрировавшись на избранном, способном одолеть великое зло. А вот во второй части разработчики совсем уж свернули в фэнтези-эпос — с драконами и избранниками богов.
Одна из отличительных особенностей «Готики», за которую ее в свое время сильно полюбили, — развиваться в игре предстоит, не только повышая свой уровень и характеристики. Здесь есть еще что-то вроде «социальной прокачки». Поначалу главного героя никто не будет уважать, а каждый второй NPC так и норовит надавать безымянному по лицу, отобрав все сбережения. Но по мере прохождения игрок докажет, что может быть полезен различным фракциям: сначала вступить в гильдии попроще, а затем и дорасти до стражника старого лагеря, наемника или даже настоящего мага. Последние открывают массу новых возможностей, которые кардинально меняют геймплей, позволяя испепелять толпы врагов с помощью рун с заклинаниями.
С обычной прокачкой все тоже не так просто. Это сейчас мы привыкли, что для получения новых навыков в RPG достаточно просто открыть дерево умений, закинуть очки в интересующие слоты и продолжить путешествие. В «Готике» же очередной уровень сам по себе почти ничего не дает (разве что немного очков здоровья). Чтобы стать сильнее, нужно сначала найти учителей, которые помогут освоить стрельбу из лука, владение мечом или, например, карманные кражи. При этом бесплатно они вас обучать не станут, а некоторым и вовсе сначала придется оказать встречную услугу. Почему такая система не стала чем-то обыденным в ролевых играх — загадка. Ведь это не только придает второстепенным персонажам дополнительной глубины, но и еще больше погружает пользователя в мир игры.
Начальная точка «социальной прокачки» (и главный двигатель сюжета в первой главе) — вступление в один из трех лагерей колонии, ради чего придется некоторое время побыть мальчиком на побегушках у местных авторитетов. Старый лагерь — образец тирании, где рудокопы живут под предводительством отъявленного головореза по имени Гомез. Работягам приходится платить рудой за крышу над головой, еду и защиту. Новый лагерь — образец свободы. Люди здесь живут как хотят и почти ни перед кем не отчитываются за свои поступки. Но самое главное — они больше всего на свете хотят найти способ уничтожить барьер и сбежать. Последний, Болотный лагерь, в колонии чаще всего называют лагерем сектантов. Жители общины нашли покой в курении особого растения — болотника — и поклонении демону Спящему, который, как они считают, должен проснуться и привести заключенных к свободе.
Лагерей немного, зато все они прописаны до мельчайших подробностей. Каждый обладает своими недостатками и преимуществами, но ни один нельзя назвать райским местом, куда бы однозначно побежали все игроки, отыгрывающие добряков. Колония — жестокий и опасный мир, здесь не место рыцарям, которые готовы помогать всем подряд. Людьми движет лишь одно желание — выжить. Нож в спину здесь легко можно получить от товарища по лагерю, а некоторые участники противоположной фракции способны внезапно протянуть руку помощи. Расстраивает лишь, что выбор лагеря влияет только на то, какие квесты вы будете проходить в самом начале. Совсем скоро сюжетная ветка все равно свернет на один и тот же путь, заранее прописанный сценаристами.
А вот симуляция этих самых лагерей очень радует. Еще в 2001 году Piranha Bytes удалось добиться по-настоящему впечатляющих результатов в создании оживленных поселений. Каждый NPC живет по своему распорядку: днем он может трудиться в кузнице, а вечером — сидеть у костра и ужинать вместе с другими заключенными. Некоторые персонажи и вовсе утром покидают лагерь, отправившись в шахту или на охоту, а возвращаются только под вечер. Поэтому игроку придется запомнить, в какой момент и где можно найти особо полезных персонажей.
Этот аспект игры у немцев получился настолько круто, что CD Projekt RED не стеснялась признаваться: при создании городов в «Ведьмаке 3» команда вдохновлялась именно «Готикой». Но на мой взгляд, даже сейчас ни одна игра так и не может похвастаться столь живыми городами, какие Piranha Bytes создала еще в начале столетия.
«Готика» все еще остается одной из лучших игр про исследование неизведанного. Все потому, что мир тут получился хоть и небольшим (особенно если сравнивать его с мирами современных RPG), но детально проработанным. За каждым углом игрока ждет что-то интересное, а маленькие события в итоге переплетаются между собой и образуют одно большое приключение. Изучать окрестности приходится без меток и подсказок — доверившись лишь своей интуиции и памяти. В итоге каждая вылазка в лес из лагеря становится событием. Так и хочется рассказать другим заключенным у костра, как чудом остался жив в схватке с какими-нибудь огненными ящерами.
Разочаровывает, что часть интересных мест на карте не привязана вообще ни к каким второстепенным квестам, которые здесь можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато большая часть заданий имеет несколько вариантов прохождения, которые приводят к совершенно противоположным результатам. Да и поход в таинственную башню, в подземельях которой живут скелеты, и безо всяких сюжетных обоснований оставляет массу впечатлений — даже во время повторного прохождения.
Еще одна проблема в том, что сильно увлекшись исследованием, можно зачистить всю карту еще в первой главе и остаток игры (а это аж пять глав) путешествовать по пустым полям и лесам от одного сюжетного квеста до другого, потому что дополнительных монстров, которые появляются на карте с переходом в следующую часть сюжета, попросту слишком мало. Слава богу, что у игры припасено несколько уникальных локаций, куда нельзя попасть раньше времени.
Особый шарм Gothic придает музыкальное сопровождение — таинственный эмбиент, который редко перетягивает на себя внимание, позволяя себе лишь тихие и порой зловещие проигрыши. А в одной из глав в старом лагере даже проходит концерт группы In Extremo — реально существующего немецкого коллектива, принимавшего участие в написании саундтрека
Боевая система в «Готике» получилась достаточно самобытной. Герой может бить в трех направлениях: влево, вправо и совершать выпад вперед, либо ставить блок. Атаки можно связывать в цепочку, образуя комбо, если нанести следующий удар в момент окончания анимации предыдущего. При этом для каждого из ударов нужно зажимать сразу несколько кнопок. Такой нетривиальный выбор управления обусловлен тем, что игра изначально создавалась для консолей, под геймпад, но в конечном счете стала PC-эксклюзивом, сохранив изначальную систему боя. Освоившись со сражениями, можно победить совершенно любого противника, даже если у вас не очень высокий уровень — достаточно лишь вовремя блокировать атаки и искать окна для нанесения урона. Зато победа над превосходящим вас по силе врагом принесет массу удовольствия, прокачав вашу уверенность безо всяких повышений уровня.
Поначалу главный герой управляется с оружием очень неумело. Он держит даже самые маленькие мечи двумя руками, а список комбо ограничен лишь парочкой ударов. По мере роста уровня можно будет найти мастера и обучиться правильному владению оружием. В этот момент учится не только сам персонаж, открывая новые, куда более быстрые атаки, но и игрок, потому что учитель на словах объясняет, в какой момент необходимо бить, чтобы составить цепочку атак.
Конечно, в такой амбициозной игре не обошлось без багов. На сайте издателя можно прочитать по-настоящему внушительные патчноуты, свидетельствующие, что в THQ Nordic честно пытались исправить как можно больше ошибок, чтобы сделать игровой опыт максимально приятным. К сожалению, всех проблем это не решило — некоторые баги так и тянутся за игрой с релиза. Например, в «Готике» есть деревянные лестницы, по которым невозможно забраться, потому что у них отсутствует верхняя ступенька. Приходится яростно долбить прыжок в надежде, что главный герой все же допрыгнет до вершины уступа. Авторы порта уверяют, что некоторые проблемы попросту невозможно исправить — все из-за специфики исходного движка и кода.
Та самая лестница, которая в сообществе стала настолько популярной, что польские фанаты посвятили ей целую песню (есть русские субтитры). В ней поется о том, как главный герой победил всех своих врагов кроме одного — деревянной штурмовки
Управление сложно назвать интуитивным, но к нему очень быстро привыкаешь. Единственная ощутимая проблема — камера, которая то и дело не хочет фокусироваться на противнике, «отлипая» от особенно быстрых монстров, вроде шершней, залетающих игроку за спину. Но как только герой становится достаточно сильным, чтобы переживать больше двух-трех атак и начинает давить подлых мух с одного удара, эта неприятность тут же забывается.
В версии для Nintendo Switch также появилась поддержка управления движениями. С помощью джойконов можно размахивать мечом. Но функция эта носит исключительно развлекательный характер, чтобы побаловаться пять минут, — классическое управление все же остается куда удобнее, несмотря на архаичность.
На портативной консоли игра работает в 60 FPS, но временами этот показатель проседает из-за очень древнего движка. Впрочем, за исключением небольших зависаний и парочки вылетов, мне почти ничего не помешало вновь получить удовольствие от «Готики». В целом версия для Switch получилась достаточно удобной, чтобы понравиться не только фанатам серии, но и новичкам.
Даже сейчас «Готика» — все еще одна из лучших ролевых игр. Хоть она и не может похвастаться огромным количеством контента, на изучение которого уйдет больше сотни часов, зато по качеству проработки ничем не уступает современным ААА-ролевкам (и даже превосходит очень многие из них). Поэтому попробовать игру стоит, даже если вы по какой-то причине услышали о ней только сейчас, но очень любите RPG и приключения в открытом мире.
Прохождение «Готики» на Switch подарило мне ощущение светлой грусти. Я словно оказался в родной деревне, где время будто бы застыло, проведал знакомые места, пообщался со старыми друзьями, а потом вернулся в шумный город. Но, оглядывая квадратные леса и угловатую траву, я точно знал одно: «Готика», я еще обязательно вернусь!